Способность и одаренность. Задатки и способности. Проблема происхождения способностей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

21

Общая психология

Способность и одаренность.

Зад и способн. Проблема происх способн

особенности разв разл анализаторов задатки интеллект способн проявл прежде всего в функц  деят мозга — его большей или меньшей возбуд, подвижн н проц, быстроте образов врем связей и др., Павлов назвал генотипом — врожд особ н сист .К числу таких свойств относятся:

1)сила н сист по отнош к возбужд, т. е. ее способность длит выдерживать, не обнаруживая запредельного тормож, интенсивн и часто повторяющи нагрузки;

2) сила н сист по отнош к тормож, т. е. спос выд длит и часто повтор тормозные влияния;

3) уравновеш н сист по отнош к возбужд и тормож, которая проявл в одинаковой реактивности н сист в ответ на возбудит и тормозные влияния;

4) лабильность н сист, оцениваемая по скорости возникнов и прекращ н проц возбуждения или торможения.

В наст время в дифференциальной псих чаще всего используется 12-мерная классиф свтв н сист ч, предложенная Небылицыным. В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижн, динамичн и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и 4 вторичн свтва (уравновеш по этим основным свойствам). Доказано, что данные свойства могут относиться как ко всей н сис (ее общие свва), так и к отд анализаторам (парциальные свва).

что эти врожд анатомо-физиолог особ строения мозга, органов чувств и движения, или врожд задатки, и опред прир основу инд различий. Павлов, основа инд различий опред преоблад тип высшей н деят и особ соотнош сигн систем.

3 типологические группы людей: худож тип (преоблад 1 сигн системы), мыслит тип (преобладание 2 сигн системы) и средний тип (равное представительство).

Выд П типологические группы предполагают у представ той или иной группы присутствие различных врожденных задатков. Так, основн отличия худож типа от мыслит проявляются в сфере восприятия, где для «худож» характерно целостное восприятие, а для «мысл» — дробление ее на отдельные части; в сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышл и воображ, в то время как для «мысл» более характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоц сфере худож тип отличя повышен эмоц, а для представителей мыслит типа более свойственны рассудочные, интеллект реакции на события.

Задатки и способн. Пробл происх способ

Обычно под спос поним такие инд особ, кот явл усл успешного вып к-л одной или нескольких деят.

подходов к исслед 3 осн типа. 1 случ под спос поним совокупность всевозможн псих проц и сост. Это наиб шир и самое старое толкование термина «спос». 2  под спос поним выс уровень развит общих и спец знаний, умений и навыков, обеспеч успешное вып деят 3 подход основан на утвержд о том, что спос— это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспеч их быстрое приобр, закр и эффективное исп на практике.

Теплов выд следующ  3 осн признака понятия «спос».

1 под спосо поним индо-псих особ, отлич одного ч от другого; никто не станет говорить о спос там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

2, спос наз не всякие вообще инд особ, а лишь такие, которые имеют отнош к успешности вып к-л деят или многих деят.

3 пон «спос» не сводится к тем з, н или у, кот уже выработ у данного ч.

1) Несмотря на то что спос не сводятся к з, у и н, это не означает, что они никак не связаны со з и у. От спос зависят легкость и быстрота приобретения зн, ум и н.

2) Приобрет же этих зн и у, в свою очередь, содействует дальнейш разв спос, тогда как отсутствие соответствующих нав и зн явл тормозом для развития спос.

Спос, котя не развив, которой на практике ч перестает пользоваться, со временем утрачивается успешн вып любой деят зависит не от к-л одной, а от сочет различных спос, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено разл способами дефицит может быть восполнен за счет более выс разв других.

Природные и специфические

прир спос те, кот являются общими для чел и жив, особенно высших. Данные спос непоср связ с врожд задатками. Однако задатки ч и задатки жив — это не одно и то же. У ч на базе этих задатков формируются спос. Это происходит при наличии элементарного жизн опыта, через механизмы научения и т. и. В процессе разв ч данные биоле спос способствуют формир целого ряда других, специфически ч способностей.

специфически чел способн принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности

общ- опред успехи ч в самых разл видах деят. мыслит спос, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других свойственные для большинства людей

спец спос те, кот опред успехи ч в специфич видах деят, для осущ которых необходимы задатки особого рода и их развитие.муз, матем, лингв, техн, литер, общ и спец сосуществуют. Вы суров общ м стать базой для разв спец

К общ – спос в общении, взаим с людьми.

Теоретич и практич

Учебн и творч

Задатки – анатомо-физиолог особ нерв сист, сост прир основу способн

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
267 Kb
Скачали:
0