Бихевиоризм и его значение для развития психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

7

Общая психология

Бихевиоризм и его значение для развития психологии.

Бихевиоризм и его основное значение для разв псих

Основоположник бих Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Бихевио-поведение, наука о поведении Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

В психологии под поведением понимают внешние проявления псих деятельности чел. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бих и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие — путем самонаблюдения.

Уотсон считал, что важнее всего в чел для окружающих его людей поступки и само поведение этого чел. Одновременно с этим он отрицал необход изучения сознания. Тем самым. Уотсон разделил психическое и его внешнее проявление — поведение.

По мнению Уотсона, психология должна стать естественно-научной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Это привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии псих науки.

Таким образом, основная идея бих основывалась на утверждении значимости поведения и полном отрицаний существования сознания и необходимости его изучения.

С точки зрения Уотсона, поведение — это система реакций. Реакция — это новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развитием бих. Поскольку Уотсон стремился сделать психологию естественнонаучной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения чел. Для Уотсона поведение или поступок чел объясняются наличием какого-либо воздействия на чел. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась формула S—R (стимул—реакция). Для бихевиористов соотношение  S —R стало единицей поведения. Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи псих сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т. е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончательных задач псих две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) чел и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Решение поставленных задач осуществлялось в двух направлениях: теоретическом и экспериментальном. Создавая теоретическую базу бих, Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего выделил врожденные и приобретенные реакции. К числу врожденных реакций он относит те поведенческие акты, которые можно наблюдать у новорожденных детей, а именно: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, головы и т. д.

Однако если с описанием врожденных реакций у Уотсона серьезных затруднений не было, поскольку достаточно наблюдать за поведением новорожденных детей, то с описанием законов, по которым приобретаются врожденные реакции, дела обстояли хуже. Для решения данной задачи ему необходимо было оттолкнуться от какой-либо из уже имеющихся теорий, и он обратился к работам Павлова и Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных рефлексов. Ознакомившись с работами российских ученных, Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественно-научной базы своей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

Все чел действия представляют собой сложные цепи, или комплексы, реакций. Следует подчеркнуть, что на первый взгляд мысли Уотсона кажутся

Похожие материалы

Информация о работе