Отношение к учению является результатом, следствием не только учебной, но и в широком плане всей воспитательной работы. Поэтому для устранения нежелания учиться, необходима кропотливая повседневная учебно-воспитательная работа в названных выше направлениях.
Возрастная психология
Предмет, основные понятия и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.
ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Детская психология- это отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка (или наука о психическом развитии ребенка), это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Детская психология является частью возрастной психологии.Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка», в которой он описывает развитие собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, воли, рассудка и языка. В. Прейер считается основателем детской психологии.Предметом детской возрастной психологии являются:1. раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе; 2. установление возрастных периодов развития, причин перехода от одного периода к другому и внутреннего механизма этого процесса; 3. изучение содержания развития в каждом психологическом возрасте.Основная, теоретическая задача заключается в раскрытии специфических психологич. закономерностей. Детская психология отличается от других направлений тем, что она имеет дело с особыми единицами анализа - возрастом или периодом развития. Возраст - относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста - определяется его внутренним содержанием - периоды развития, эпохи (период детства, подростковый и т.д.).
Возрастной период - особенности развития психических функций и личности ребенка, его отношения с окружающими людьми.
Психологический возраст обозначает определенную качественную ступень онтогенетического развития организма.
Хронологический возраст (паспортный) - длительность существования индивида с момента его рождения.Хронологический и психологический возраста могут не совпадать.
Теоретическое значение Д.П.Раскрытие общих закономерностей психического развития, установление возрастных периодов, их особенностей, причин перехода от одного к другому. Д.П. является фундаментом для всех других психологических наук, в том числе педагогики, дефектологии и др.
Практическое значение Д.П.: Контроль над процессами детского развития. Позволяет фиксировать психическое развитие ребенка, своевременно выявлять отставание в развитии и при необходимость его корректировать. Совершенствовать процесс обучения, учитывая проблему соотношения нормы и патологии (отклонений).
ПЕД.ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. ЕЕ СВЯЗЬ С ДР.РАЗДЕЛАМИ ПСИХОЛОГИИ И ДР. П.п изучает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками; исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников творческого активного мышления, изменений в психике/В.А.Крутецкий/ Предметом П.п являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека /ребенка/ как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.Ж.Пиаже «...психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития...» Психология- сложное интегрированное знание, основанием структурного представления которого, согласно А.В. Петровского служат психологические аспекты: конкретной деятельности, развитие, отношение человека к обществу. П.п рассматривается как самостоятельная отрасль общепсихологического знания, выделенная преимущественно по основанию «конкретная деятельность» П.п связана со всеми другими науками, т.к является конкретной отраслью общепсихологического знания; общеобразовательный процесс по своим целям и содержанию есть культуросообразная передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано цивилизационное знание в знаковой, языковой форме; предметом изучения П.п является познающий и обучающийся этому познанию человек. П.п неразрывно связана с педагогикой, философией, лингвистикой, биологией ... Наиболее тесно П.п связана с возрастной психологией в силу общности объекта
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.