Стратегии завершающей фазы развития для отраслей, находящихся в кризисном состоянии

Страницы работы

34 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Подобно ситуации, возникающей в музыкальной детской игре (когда дети бросаются занимать стулья, которых на один меньше, чем играющих), в реальной , жизни конечные игры могут быть куда более грубыми и жесткими. Рассмотрим тяжелое положение, которое сложилось на рынке бензина в США в период с

108                 Часть I. Конкуренция и стратегия: основные концепции


1973 г. по 1983 г. Из-за высоких цен на сырую нефть и стремления потребителей к экономии объем выпуска продукции на нефтеперерабатывающих заводах- стремительно падал. Неопределенность относительно спроса и предложения переработанных нефтепродуктов делала очень сложным прогноз скорости и уровня этого падения, поэтому предприятиям в отрасли не удалось выработать согласованных действий. Более того, наблюдались существенные отличия в оценке собственных перспектив конкурирующими компаниями, а также в выработке ими тактических решений, что стало причиной нестабильного (изменяющегося) характера спада в отрасли.

Аналогично завершающей фазе развития в сфере производителей детского питания, где в течение десяти лет продолжался разгул войны цен, длившейся, пока кривая спроса не стала совсем пологой, производители нефтепродуктов и связанные с ними торговцы боролись за сохранение неизменных объемов поставок на рынок в условиях его постоянного сокращения. Поскольку загрузка производственных мощностей компаний была доведена до критически низкого предела, а сами компании за эти неудачные годы застряли в завершающей фазе развития, для них оказался неизбежным период с низкими прибылями.

А у производителей электронных ламги состояние эндшпиля протекало совершенно по-другому. Поступление прибылей от производства полупроводниковых приборов увеличивалось не так быстро, как его предсказывали производители транзисторов. Последняя модель телевизора, в которой использовались электронные лампы, производилась до 1974 г., а необходимость замены огромного количества типов электронных продуктов на многие годы гарантировала наличие довольно значительного рынка (для электронных ламп), который характеризуется не зависящим от цены спросом. Еще в 1983 г. некоторые компании продолжали производить электронные лампы. Когда техническое несоответствие электронных ламп стало очевидным, шесть ведущих производителей нашли возможность сократить избыточные производства, чтобы привести предложение в соответствие со спросом. Ценовые войны не разрушили прибыльность их завершающей фазы развития, и компании, в которых в период спада было налажено хорошее управление, зарабатывали достаточно высокие доходы для отрасли, переживающей спад.

Для обеспечения при спаде максимальной отдачи от своих инвестиций менеджеры в некоторых отраслях вынуждены отказаться от стратегий, которые использовались исключительно для достижения значительных успехов в условиях повышения спроса. Часто единственным приемлемым рецептом для бизнеса, в котором наблюдается спад, является стратегия "пожинания плодов" — т.е. ограничение инвестиций, достижение максимальной ликвидности, а иногда и отказ от владения определенной частью предприятия (например, дочерней компанией). Менеджеры, которые определяют портфель стратегических моделей, при планировании доходов обычно руководствуются следующим принципом: никогда не инвестировать рынок с малым или, тем более, с отрицательным уровнем роста, а, наоборот, пытаться извлечь из него как можно больше наличных средств.

Глава 4. Стратегии завершающей фазы развития...   109


Результаты исследования отраслей, которые переживают спад, наводят на мысль, что природа конкуренции во время спада и стратегические альтернативы для его преодоления — это весьма сложные явления (см. далее вставку "Исследование стратегий для отраслей, переживающих кризис"). Существенно отличается опыт для разных отраслей, которые пострадали от абсолютного падения продаж продукции в кризисные периоды. Например, некоторые производители электронных ламп добились очень постепенного спада и уровень рентабельности у остававшихся на рынке конкурентов был предельно высоким. Для производителей искусственных волокон спад сопровождался вспышками ценовых войн, которые вынуждали сохранять избыточные (неиспользованные) производственные мощности, и все это вело к очень большим убыткам.

Исследование стратегий для отраслей, переживающих кризис

Были проведены исследования шестидесяти одной компании в восьми переживающих спад отраслях и собраны данные по конкуренции и ликвидации компаний за прошедшие двадцать один год. Опрошены представители конкурирующих в США основных производителей поливинилацетата, вискозных и ацетатных волокон, сигар, детского питания, кофеварок, электронных ламп, кальцинированной соды и выделанных кож (последующие исследования на предприятиях по переработке нефти и по производству виски привели к непротиворечивым результатам). Безотносительно к отраслям сорок две компании оставались рентабельными или не несли существенных убытков, а девятнадцать компаний оказались нерентабельными или столкнулись с большими убытками. Тридцать девять из сорока двух успешных компаний следовали рекомендациям матрицы стратегий, которая приведена на рис. 4.1. Действия шестнадцати из девятнадцати неудачников оказались противоположными этим указаниям. Короче говоря, шансы на успех у компаний, которые следуют указаниям матрицы стратегий, составляли 92%, в то время как шансы компаний, игнорировавших их, — около 15%.

Подробнее см. Kathryn Rudie Harrigan 's Strategies for Declining Business

Похожие материалы

Информация о работе