где Ттах = Т1 - наибольший момент, передаваемый рассчитываемым колесом в течение Lh1часов за весь срок службы передачи при частоте вращения , мин-1;
Т2,Т3 - передаваемые моменты в течение времени Lh2,Lh3при ,, мин -1 соответственно;
с - число колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым.
В соответствии с техническим заданием срок службы привода (то есть передач) Lh= 3000 часов.
Для ступенчатой циклограммы (рис 1 .2) принимаем
Тмах=Т; Т2=0,3Т; Т3=0,7Т;
Lh1=0,6Lh; Lh2=0,1Lh; Lh3=0,3Lh;
NHE=∙(T3∙Lh1∙nT1+(0,3∙T)∙Lh2∙nT2+(0,7∙T)3∙Lh3∙nT3)=60∙n1∙(Lh1+0,33∙Lh2+0,73∙ Lh3)=60∙3000+0,33∙0,1∙3000+0,73∙0,3∙3000)=3,81∙108циклов, где с- 1; n1=3000 мин-1.
KHL=.
Допускаемое контактное напряжение
[sН]=(610:1,2)∙0,746 =413,7 МПа.
Допускаемое изгибное напряжение при расчете на выносливость
[sF]=, где sHlimb-I предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений;
SF-коэффициент безопасности (SH= 1,75);
KFc-коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (KFc=0,7);
KFL- коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима работы.
sFlimb=260 + НB, для шестерен sFlimb=260 + 280 = 540 МПа;
для колеса sFlimb=260 + 260 = 520 МПа.
Коэффициент долговечности
KFL=, где mF=6 для HB<350;
NFE- эквивалентное число циклов перемены напряжений;
NF0- базовое число циклов перемены напряжений.
Базовое число циклов рекомендуется принимать для всех сталей NH0=1,75∙107циклов.
Для ступенчатой циклограммы (рис 1.2) NFEопределяется по уравнению (2.4) с заменой показателя степени 3 на 6.
NFE=60∙n1∙(Lh1+0,36∙Lh2+0,76∙Lh3)=60∙3000∙(0,6∙3000+0,36∙0,1∙3000+0,76∙0,3∙3000)=3,43∙108циклов.
KFL=
Допускаемое изгибное напряжение для шестерни [sF]=(540:1,75)∙0,7∙0,6 =129,6 МПа.
для колеса [sF]=(520:1,75)∙0,7∙0,6 =124,8 МПа.
Допускаемое напряжение при расчете на кратковременную перегрузку.
Предельно допустимое контактное напряжение
[sHmax]= 2,8∙sT,
[sHmax]= 2,8∙700=1960МПа.
Предельно допустимое изгибное напряжение
[sFmax]»0,8∙sT,
[sFmax]»0,8∙700 = 560 МПа.
2.1 3 Определение размеров передач и колес
Для прямозубой передачи, при коэффициентах смещения колес х1=х2=0, b=0, a=at=20°, а=аw.
Ориентировочное значение делительного межосевого расстояния определяется по формуле а=Ка∙(u12+1)∙, где Т2 - исходная расчетная нагрузка (Т2= 25,27 Н∙м);
КHb- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине винца (КНb = 1,05);
Ка- вспомогательный коэффициент, для прямозубой передачи рекомендуется брать Ка= 495 (МПа)
[sН] -допускаемое контактное напряжение (см. п. 2.1.2);
u12 - передаточное число (u12= 3,75 );
Yba=0,4.
а=495∙(3,75+1)∙ =73,06 мм.
Определяем модуль, пологая его одинаковым для обоих колес z t и Z2
m=1,28 мм.
По СТ СЭВ 310-76 принимаем m = 1,375 мм. Уточняем межосевое расстояние, а=мм.
Принимаем, а = 80 мм.
Коэффициент относительной ширины колес Z1 и Z2
Ybd=.
Определяем размеры венцов колес Z1 и Z2. Делительные диаметры колес Zи Z2 dZ=m∙Z
для шестерни dZ1 = 1,375 ∙ 24 = 33 мм;
для колеса dZ2=1,375 ∙ 90 = 123,8 мм.
Диаметр вершин зубьев колес Z1 и Z2
Da=dZ+2∙m∙ha*, где ha* - коэффициент высоты головки зуба (ha*= 1);
для шестерни da1 =33 + 2∙1,375∙1=35,75 мм; для колеса da2=123,8 + 2∙1,375∙1 = 126,55 мм.
Диаметр впадин колес Z1 и Z2
df=dZ - 2∙m∙( ha*+c*), где с* - коэффициент радиального зазора (с*=0,25);
для шестерни df1= 33-2∙1,375∙(1+0,25)=30 мм;
для колеса df2=123,8 -2∙1,375∙(1+0,25) = 120,4 мм.
Ширина зубчатых венцов колес Z1 и Z2
bw=Yba∙a=0,4∙80=32 мм.
2.1.4 Проверка на выносливость по контактным напряжениям
Проверочный расчет на выносливость по контактным напряжениям
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.