Рынок совершенной конкуренции выступает исходной моделью рынка. Для этого рынка характерны и присуще такие же условия см. выше. Если эти условия не выполняются, рынок усложняется условиями, связанными с появлением монополии и олигополии.
Различные модели рынка отражают установление различного уровня цен на рынке и различной степенью контроля над ценами.
Ценообразование в условиях совершенной конкуренции строится на основе механизма установления равновесной рыночной цены. В этом случае спрос совершенно эластичен. Фирма в этих условиях при определении цен и объема продукции руководствуется:
А) краткосрочным периодом - максимизация прибыли;
Б) долгосрочным периодом – фирма решает не только, сколько производить и какой уровень цен, но и решает вопрос, оставаться ли на рынке.
Известно 2 способа максимизации прибыли в долгосрочном периоде, которые основаны на инфляции о доходах и издержках. Подход, который основан на доходах, характеризуется тем, что происходит сопоставление валовых показателей. Подход, который основан на издержках, использует для оценки предельные величины: пред.доход, пред.издержки, и при этом стремится к тому, чтобы пред.доход превышал пред.издержки. Пред.прибыль определяется как разность м/у пред.доходом и пред.издержками:
МР=МК-МС
ПР=ПД-ПИ
Сама же величина max прибыли определяется как разность выручки и средних издержек:
MaxР=Q*U-Q*MP
В краткосрочном периоде все фирмы делятся на 3 группы:
1.у которых min средние затраты ниже цены, и они будут получать прибыль;
2. у которых min средние затраты совпадают с ценой, они вынуждены производить объем продукции не более количества обеспечивающее это равенство;
3. у которых при оптимальном выпуске продукции покрываются лишь переменные затраты.
В долгосрочном периоде 3-я группа фирм уходит с рынка, а 1-я увеличивает количество продукции. Долговременное равновесие наступает:
1. все фирмы отрасли получают max прибыль;
2. обеспечивается оптимальное сочетание факторов производства, предельные издержки равны средним;
3. в отрасли прекращается приток капитала, когда цена равна средним издержкам производства.
24.Монополия и олигополия.
В процессе конкуренции и стремлении получить max прибыли происходит появление на рынке монополии.
Монополия – это ед. продавец или производитель продукции реализующий продукт уникальный и когда фирма имеет контроль над ценой и объемом продаж, а для потенциальных конкурентов устанавливается труднопреодолимые барьеры.
Искусственные барьеры – лицензирование, авторские права, товарные знаки, патентная защита.
Лицензия – право на искл. осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.
Авторское право – контроль над продажей и распространением оригинального произведения в интересах автора и действует на протяжении всей жизни + 25 лет после смерти.
Товарный знак–специальный символ.
Патент-свидетельство удостоверяющее исключительное право на распоряжение созданных им благ.
Появление монополии приводит к появлению монополистической конкуренции, которая использует различные методы:
1.силовые методы - лишение конкурентов сырья, рынков сбыта, кредитов, патентов и др.
2.ценовые методы – применение монополистически высоких и монополистически низких цен, ценовая дискриминация, бросовые цены.
3.неценовые методы подразделяются на 2 группы:
- конкуренция по продукту (при сохранении той же цены выпускает продукт нового ассортимента и более высокого качества);
- конкуренция по условиям продаж (использование многочисленных средств для привлечения покупателей).
В условиях монополистической конкуренции, монополист устанавливает цены и их контролирует, искусственно поддерживается спрос на определенном уровне и все делается с целью получения монополистической прибыли. Монополистическая прибыль – это средняя прибыль отрасли + сверхприбыль.
Олигополия – тип рынка, на котором несколько фирм контролируют основную часть.
Для нее характерны ограничения в поступлении новых фирм на рынок. Это связано с эффектом масштаба производства, с большими расходами на рекламу, патентами, лицензию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.