Понятие и типы экономических систем. Ограниченность ресурсов. Экономическая система общества. Структура и функции рынка. Рыночное равновесие и равновесная цена, страница 7

Рынок совершенной конкуренции выступает исходной моделью рынка. Для этого рынка характерны и присуще такие же условия см. выше. Если эти условия не выполняются, рынок усложняется условиями, связанными с появлением монополии и олигополии.

Различные модели рынка отражают установление различного уровня цен на рынке и различной степенью контроля над ценами.

Ценообразование в условиях совершенной конкуренции строится на основе механизма установления равновесной рыночной цены. В этом случае спрос совершенно эластичен. Фирма в этих условиях при определении цен и объема продукции руководствуется:

А) краткосрочным периодом - максимизация прибыли;

Б) долгосрочным периодом – фирма решает не только, сколько производить и какой уровень цен, но и решает вопрос, оставаться ли на рынке.

Известно 2 способа максимизации прибыли в  долгосрочном периоде, которые основаны на инфляции о доходах и издержках. Подход, который основан  на доходах, характеризуется тем, что происходит сопоставление валовых показателей. Подход, который основан  на издержках, использует для оценки предельные величины: пред.доход, пред.издержки, и при этом стремится к тому, чтобы пред.доход превышал пред.издержки. Пред.прибыль определяется как разность м/у пред.доходом и пред.издержками:

МР=МК-МС

ПР=ПД-ПИ

Сама же величина max прибыли определяется как разность выручки и средних издержек:

MaxР=Q*U-Q*MP

В краткосрочном периоде все фирмы делятся на 3 группы:

1.у которых min средние затраты ниже цены, и они будут получать прибыль;

2. у которых min средние затраты совпадают с ценой, они вынуждены производить объем продукции не более количества обеспечивающее это равенство;

3. у которых при оптимальном выпуске продукции покрываются лишь переменные затраты.

В долгосрочном периоде 3-я группа фирм уходит с рынка, а 1-я увеличивает количество продукции. Долговременное равновесие наступает:

1. все фирмы отрасли получают max прибыль;

2. обеспечивается оптимальное сочетание факторов производства, предельные издержки равны средним;

3. в отрасли прекращается приток капитала, когда цена равна средним издержкам производства.

24.Монополия и олигополия.

В процессе конкуренции и стремлении получить max прибыли происходит появление на рынке монополии.

Монополия – это ед. продавец или производитель продукции реализующий продукт уникальный и когда фирма имеет контроль над ценой  и объемом продаж, а для потенциальных конкурентов устанавливается труднопреодолимые барьеры.

Искусственные барьеры – лицензирование, авторские права, товарные знаки, патентная защита.

Лицензия – право на искл. осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.

Авторское право – контроль над продажей и распространением оригинального произведения в интересах автора и действует на протяжении всей жизни + 25 лет после смерти.

Товарный знак–специальный символ.

Патент-свидетельство удостоверяющее исключительное право на распоряжение созданных им благ.

Появление монополии приводит к появлению монополистической конкуренции, которая использует различные методы:

1.силовые методы - лишение конкурентов сырья, рынков сбыта, кредитов, патентов и др.

2.ценовые методы – применение монополистически высоких и монополистически низких цен, ценовая дискриминация, бросовые цены.

3.неценовые методы подразделяются на 2 группы:

- конкуренция по продукту (при сохранении той же цены выпускает продукт нового ассортимента и более высокого качества);

- конкуренция по условиям продаж (использование многочисленных средств для привлечения покупателей).

В условиях монополистической конкуренции, монополист устанавливает цены и их контролирует, искусственно поддерживается спрос на определенном уровне и все делается с целью получения монополистической прибыли. Монополистическая прибыль – это  средняя прибыль отрасли + сверхприбыль.

Олигополия – тип рынка, на котором несколько фирм контролируют основную часть.

Для нее характерны ограничения в поступлении новых фирм на рынок. Это связано с эффектом масштаба производства, с большими расходами на рекламу, патентами, лицензию.