- невысокая нагревостойкость связующего и подложки, а также ограничение маслостойкости;
- явление миграции изоляции, т.е. смещение слоев изоляции за границу активной стали статора и отделение поверхностных слоев ленты.
Таким образом, проблема повышения надежности изоляции решает ся в первую очередь путем перехода на термореактивные связующие, свойства которых мало зависят от температуры и во много раз механически прочнее по сравнению с термопластической изоляцией [30,31]. Современная термореактивная изоляция для электрических машин имеет высокую механическую прочность, не размягчается при повышении температуры и не требует компаундирования в процессе изготовления. Кроме того, изоляция имеет рабочую температуру 120 0С, выполняется гильзовой. Свойства термореактивной изоляции определяются природой применяемого при ее изготовлении связующим материалом – это эпоксидная и полиэфирная смолы, которые после полимеризации при температуре 50 0С и выше в процессе запечки, становятся твердыми, практически нерастворимыми и не подвергаются размягчению. Запечка проводится полностью уложенной изоляции в специальные пресс-формы, охватывающие профиль пазовой и лобовой частей изоляции каждого стержня, или в горизонтальных котлах с зажатыми в пресс-формы стержнями. Запечка может осуществляться также в статоре машины. Механическая прочность связующего материала высокая, высокая и электрическая прочность, что позволяет использовать в изоляции менее дефицитные подложки и барьеры, чем слюда, такие как слюдинит или стеклослюдинит. Однако, наблюдается растрескивание термореактивной изоляции под действием электродинамических усилий и механических ударов [32]. В зарубежной практике нашли весьма широкое распространение такие композиции изоляционных конструкций как ТЕРМОЛАСТИК, МАЙКАПЭЛ, ИЗОТЕНАКС и др. В СНГ разработаны три типа изоляции для крупных машин: СЛЮДОТЕМ, изготовляемый заводом «Электросила», МОНОЛИТ – заводы «Уралтяжмаш», «Сибэлектротяжмаш», ВЭС – производство «Электротяжмаш». Типы главной изоляции электрических машин и их характеристики даны в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Типы изоляции и их характеристики для крупных электрических машин
Тип изоляции |
Изготовитель |
Класс нагревост. |
Эл.проч. при200С кВ/мм |
tgd при 20/ 1300С |
Проч. на разрыв 20/1300С |
Микалента |
- |
В |
17-20 |
3/15 |
680/110 |
Монолит-1 |
Уралэл.тяжмаш |
В |
34 |
1/5 |
1100/400 |
Монолит-2 |
Сибэл.тяжмаш |
F |
26-32 |
2/7 |
1100/400 |
ВЭС-2 |
Эл.тяжмаш |
B |
28 |
1/8 |
900/500 |
Слюдотерм |
Электросила |
B |
22-25 |
1/6 |
800/400 |
Стеклоэскапон |
РЭЗ |
B-F |
50 |
8/15 |
300/- |
Термаластик |
Вестигауз (США) |
B |
16** |
1,2/3 |
470/195 |
Майкапэл |
Дженерал-Эл. |
B |
22** |
1,5/6 |
1800/590 |
Изотенакс |
Альстом (Фр.) |
B |
27,5 |
1/15 |
915/355 |
Орлитерм |
Эрликон(Шв-р) |
- |
48 |
0,5/1,0 |
1400/1400 |
Силкофлекс* |
Алис-Чалмерс (США) |
H |
25 |
0,1/0,5 |
600/- |
Фуджихарц |
Фуджи (Япон.) |
- |
25 |
1/5 |
650/850 |
*) без слюдяная изоляция;
**) одноминутная электрическая прочность
Отечественная термореактивная изоляция изготавливается двумя способами:
изолирование шин пропитанными лентами с последующей опрессовкой готовых стержней или секций, так выполняют слюдотерм и ВЭС;
изготовление шин сухими лентами с последующей пропиткой термореактивным связующим готовых стержней или секций, так изготовляют монолит.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.