Человек, личность и индивидуальность. Мозг и психика. Методы психологического исследования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Психология и педагогика

Лекция№2(29.09.99)

Человек – это рядовое понятие, указывающее  с материальной точки зрения на отнесённость к существам высшей ступени развития живой природы.

Человек – это специфическое уникальное единство как биологическое, так и социальное. Как существо биологическое он подчиняется биологическим и физиологическим законам, а как социальное он часть социума и продукт общественного развития.

Личность – это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек носитель самых разных свойств, то личность – это его основное свойство, в котором проявляется его общественная сущность.

Личность выражает отнесённость человека к определённому обществу, определённой исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, это также своеобразие его психофизиологической структуры, интеллекта, мировоззрения, а также сочетание семейно-бытовых производств и общественных функций.

Мозг и психика.

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействия, а др. преобразуют их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения. Вся эта сложная работа обеспечивает ориентирование организма в среде. Основная функция психики является отражение и регулирование поведения и деятельности. Нервная система человека функционирует как единое целое, тем не менее, определённые функции приурочены к деятельности определённой её области.

Пример: управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом. Шаг, бег осуществляется стволовой частью мозга и мозжечком.

Важнейшим органом психической деятельности – это кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека. В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга наряду со снижением умственных способностей  влечёт за собой ряд нарушений в личной сфере человека. Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей имеющих неодинаковое функциональное значение.

Пример: анализ и синтез зрительного раздражения происходит в  затылочной области коры, слухового – в височной, осязательного – в теменной.

Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

                             Процесс                                              состояния                                          свойства    


 



Познавательные       эмоционально         

                                    чувственные

 


-ощущения               - воля                            - творческий подъём                                    направленность        

-восприятие              - чувства, эмоции        - апатия                                                         темперамент

-память                                                           - утомляемость                                              характер

-мышление                                                     - сомнения                                                     способности

-внимание                                                      - убеждённость                                               

-воображение

-речь

Методы психологического исследования.

Психологические методы исследования по методу Ананьева. Он выделил 4 группы:

1-ая группа.

Включает организационные методы:

–  сравнительный метод – сопоставление различных групп по возрасту, роду деятельности и т.д.

–  лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного промежутка времени.

–  комплексный метод – в исследовании участвуют представители различных наук и при этом, как правило, один объект изучают различными средствами.

2-ая группа.

–  эмпирическое наблюдение и самонаблюдение;

–  экспериментальные методы;

–  психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);

–  анализ продуктов деятельности;

–  биографические методы.

3-я группа.

Методы обработки данных включающие:

–   количественный (статистический);

–   качественный (дифференциация по группам).

4-ая группа.

Интерпритационные методы включающие:

–  генетический, т.е. анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий;

–  структурный, установление структурной связи между всеми характеристиками личности.

Психологическая структура личности. Направленность.

Сущность направленности связана не с тем чего хочет человек, сколько с тем, почему он этого хочет, т.е. с мотивами поведения. Смысл, который человек вкладывает в свою деятельность, определяется его внутренними ценностями, т.е. осознанными и неосознанными мотивами.

Мотив – это побуждение к деятельности конкретного человека выполняющего её.

В основе нашей направленности лежат наши потребности, наши установки, наши интересы, наше мировоззрение. В мировой психологической практике существует много классификаций

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
39 Kb
Скачали:
0