Психология и педагогика
Человек – это рядовое понятие, указывающее с материальной точки зрения на отнесённость к существам высшей ступени развития живой природы.
Человек – это специфическое уникальное единство как биологическое, так и социальное. Как существо биологическое он подчиняется биологическим и физиологическим законам, а как социальное он часть социума и продукт общественного развития.
Личность – это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек носитель самых разных свойств, то личность – это его основное свойство, в котором проявляется его общественная сущность.
Личность выражает отнесённость человека к определённому обществу, определённой исторической эпохе, культуре, науке и т.д.
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, это также своеобразие его психофизиологической структуры, интеллекта, мировоззрения, а также сочетание семейно-бытовых производств и общественных функций.
Мозг и психика.
Психика является свойством мозга. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействия, а др. преобразуют их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения. Вся эта сложная работа обеспечивает ориентирование организма в среде. Основная функция психики является отражение и регулирование поведения и деятельности. Нервная система человека функционирует как единое целое, тем не менее, определённые функции приурочены к деятельности определённой её области.
Пример: управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом. Шаг, бег осуществляется стволовой частью мозга и мозжечком.
Важнейшим органом психической деятельности – это кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека. В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга наряду со снижением умственных способностей влечёт за собой ряд нарушений в личной сфере человека. Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей имеющих неодинаковое функциональное значение.
Пример: анализ и синтез зрительного раздражения происходит в затылочной области коры, слухового – в височной, осязательного – в теменной.
Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.
Процесс состояния свойства
Познавательные эмоционально
чувственные
-ощущения - воля - творческий подъём направленность
-восприятие - чувства, эмоции - апатия темперамент
-память - утомляемость характер
-мышление - сомнения способности
-внимание - убеждённость
-воображение
-речь
Методы психологического исследования.
Психологические методы исследования по методу Ананьева. Он выделил 4 группы:
1-ая группа.
Включает организационные методы:
– сравнительный метод – сопоставление различных групп по возрасту, роду деятельности и т.д.
– лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного промежутка времени.
– комплексный метод – в исследовании участвуют представители различных наук и при этом, как правило, один объект изучают различными средствами.
2-ая группа.
– эмпирическое наблюдение и самонаблюдение;
– экспериментальные методы;
– психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);
– анализ продуктов деятельности;
– биографические методы.
3-я группа.
Методы обработки данных включающие:
– количественный (статистический);
– качественный (дифференциация по группам).
4-ая группа.
Интерпритационные методы включающие:
– генетический, т.е. анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий;
– структурный, установление структурной связи между всеми характеристиками личности.
Психологическая структура личности. Направленность.
Сущность направленности связана не с тем чего хочет человек, сколько с тем, почему он этого хочет, т.е. с мотивами поведения. Смысл, который человек вкладывает в свою деятельность, определяется его внутренними ценностями, т.е. осознанными и неосознанными мотивами.
Мотив – это побуждение к деятельности конкретного человека выполняющего её.
В основе нашей направленности лежат наши потребности, наши установки, наши интересы, наше мировоззрение. В мировой психологической практике существует много классификаций
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.