коэффициенты годового и суточного использования соответственно;
для шестерни:
Определяем необходимость учитывать пиковый момент:
Таким образом:
Лист
Изм.
Лист.
№ докум.
Подп.
Дата
;
Найдём коэффициент долговечности для шестерни:
так как результат получился меньше единицы, то принимаем КHLШ = 1;
для колеса:
так как результат получился меньше единицы, то принимаем КHLK = 1.
Рассчитаем предел усталостной прочности:
σHlimbш = 2·НВш + 70 = 2·250 + 70 = 570 МПа;
σHlimbк = 2·НВк + 70 = 2·230 + 70 = 530 МПа.
Найдём коэффициент долговечности для шестерни:
так как результат получился меньше единицы, то принимаем КHLШ = 1;
для колеса:
;
так как результат получился меньше единицы, то принимаем КHLК2 = 1= КHLК1
Допускаемые контактные напряжения:
МПа; МПа;
Лист
Изм.
Лист.
№ докум.
Подп.
Дата
Мпа; .
Расчет допускаемых напряжений изгиба [sF]
Допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса рассчитаем по формуле:
где KFC = 1 – коэффициент, учитывающий характер приложения нагрузки;
YR = 1,2 – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности;
SF = 1,75 – коэффициент безопасности.
Предел выносливости зубьев при изгибе:
σFoш = 1,8·НВш = 1,8·300 = 540 МПа;
σFoк = 1,8·НВк = 1,8·260 = 468 МПа.
;
Базовое число: NFО = 4·106.
Определим коэффициент долговечности для шестерни:
так как результат получился меньше единицы, то принимаем КFLш = 1;
для колеса:
так как результат получился меньше единицы, то принимаем КHLК = 1= КHLК1
Лист
Изм.
Лист.
№ докум.
Подп.
Дата
Предел выносливости зубьев при изгибе:
σFoш = 1,8·НВш = 1,8·250 = 450 МПа;
σFoк = 1,8·НВк = 1,8·230 = 414 МПа.
Базовое число: NFО = 4·106.
для шестерни:
так как результат получился меньше единицы, то принимаем КFLш = 1;
для колеса:
;
так как результат получился меньше единицы, то принимаем КFLк1 = 1= КFLк2
Допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса определятся соответственно:
МПа;
МПа;
МПа;
МПа;
МПа;
Расчет геометрических параметров передачи
Тихоходная ступень
Принимаем значения коэффициентов:
yba = 0,4 – ширины венца;
Определим по формуле:
КНb = 1,07 – неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии;
Определяем межосевое расстояние а по следующей формуле:
Лист
Изм.
Лист.
№ докум.
Подп.
Дата
мм.
Округляем до ближайшего стандартного: а =160 мм.
Вычисляем ширину колеса и шестерни: мм; мм.
Принимаем значение , тогда ; Принимаем m=2,5
суммарное
шестерни ; принимаем z1=28
колеса z2 = zS - z1 = 128 – 28 = 100; u21=z2/z1=100/28=3,57
Рассчитаем основные геометрические параметры для первой скорости:
делительный диаметр шестерни d1 = z1×m = 28×2,5 = 70 мм;
делительный диаметр колеса d2 = z2×m = 100×2,5 = 250 мм;
диаметр выступов шестерни мм;
диаметр впадин шестерни мм;
диаметр выступов колеса мм;
диаметр впадин колеса мм;
Рассчитаем коэффициент для второй передачи:
Вычисляем ширину колеса и шестерни: мм; принимаем мм; мм.
Принимаем значение , тогда ; Принимаем m=1,25
суммарное
шестерни ; принимаем z1=82
колеса z2 = zS - z1 = 256 – 82 = 174; u22=z2/z1=174/82=2,12
Лист
Изм.
Лист.
№ докум.
Подп.
Дата
Рассчитаем основные геометрические параметры для второй скорости:
делительный диаметр шестерни d1 = z1×m = 82×1,25 = 102,5 мм;
делительный диаметр колеса d2 = z2×m = 174×1,25 = 217,5 мм;
диаметр выступов шестерни мм;
диаметр впадин шестерни мм;
диаметр выступов колеса мм;
Выполняем проверочный расчёт на усталость по контактным напряжениям
Вычисляем предварительно : м/с; ;
; Кн:
МПа
Выполняем проверочный расчёт по напряжениям изгиба
Предварительно рассчитываем следующие коэффициенты: ;;
; Н; ; МПа
МПа; 104,34<283,88 МПа.
Выполняем проверочный расчёт на заданную перегрузку
Для данной стали: МПа; МПа;
МПа; 625,8<1680 МПа.
МПа; 177,39<480 МПа
Назначаем диаметр колеса для косозубой передачи: d21=(0,7…09)d22=; тогда диаметр шестерни для косозубой передачи определится так:.
Таким образом, межосевое расстояние а определится так: мм.
Рассчитаем коэффициент :
;
Определяем ширину колеса: мм;
принимаем мм; мм.
Лист
Изм.
Лист.
№ докум.
Подп.
Дата
Принимаем значение , тогда ; Принимаем mn=1,5.
диаметр выступов шестерни мм;
диаметр впадин шестерни мм;
диаметр выступов колеса мм;
диаметр впадин колеса мм;
Для вычисления угла наклона зубьев принимаем по рекомендациям коэффициент , при этом ; угол лежит в рекомендуемых пределах.
Число зубьев шестерни ; принимаем z1=26
Число зубьев колеса ;
Фактическое передаточное число редуктора: i=4,5×2,12=9,54; отклонение от первоначального составляет .
Уточняем по межосевому расстоянию: .
Выполняем проверочный расчёт на усталость по контактным напряжениям
Вычисляем предварительно: м/с; ;
, коэффициент находится в рекомендуемых пределах.
; принимаем , тогда
; Кн:
МПа
Выполняем проверочный расчёт по напряжениям изгиба
Предварительно рассчитываем следующие коэффициенты: ;;
Лист
Изм.
Лист.
№ докум.
Подп.
Дата
;
; Н; ; МПа;
, где
МПа; 97,63<320,9 МПа.
Выполняем проверочный расчёт на заданную перегрузку
Для данной стали: МПа; МПа;
МПа; 685,207<1680 МПа.
МПа; 165,97<480 МПа
Рис5. Геометрические параметры передачи
Проектный расчет валов
Рассчитываем номинальный диаметр вала: d=dдв×0,7=38×0,7=26,6 мм; принимаем по стандартному ряду d=26 мм.
Диаметр вала для подшипника dп=d+2×t=26+4,4=30,4 (принимаем по стандартному ряду dп=30 мм), где t = 2,2 мм – высота буртика
Диаметр вала для шестерни dш=dп+3×r=26+4,5=34,5 (принимаем по стандартному ряду dш=34 мм), где r = 1,5 мм – координата фаски подшипника.
Лист
Изм.
Лист.
№ докум.
Подп.
Дата
Рис.6 Быстроходный вал
Быстроходный вал является волом-шестернёй.
Приближенно оцениваем средний диаметр вала:
мм (принимаем по стандартному ряду 20 мм), где
- напряжение кручения;
Диаметр вала для подшипника: dn = d + 2·t = 20 + 2·2 = 24 мм (принимаем 25 мм).
Диаметр вала в месте посадки шестерни и колеса:
dш= dn + 3·r = 25+3·1,5=29,5 мм (принимаем 30 мм).
На валу находится шлицевое соединение, при этом d=32 мм, D=36
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.