Подберем скорость исполнительного органа для расчитанного передаточного отношения:
uи.о.расч= nдв1/ uоб1расч.= 3000/1,75 =1714,28 об/мин
Находим ошибку по скорости исполнительного органа:
;
, условие выполняется.
КПД привода рассчитывается по формуле:
где - КПД подшипника, - КПД муфты
Мощность электродвигателя: [2, c.4]
Вт
где Q – тяговое усилие подшипника,
Vг – скорость подъема груза
Рис.2. Кинематическая схема.
2. При nдв2=5000 об/мин;uоб2=3.
Общее, расчетное передаточное отношение (uоб2расч.) находится из произведения передаточных отношений цепной, конической и цилиндрической прямозубых передач:
uоб2расч = uцеп.× uк.× uц.п.= 1,12×2×1,4= 3,1
Подберем скорость исполнительного органа для расчитанного передаточного отношения:
uи.о.расч= nдв2/ uоб2расч.= 5000/3,1 =1612,9 об/мин
Находим ошибку по скорости исполнительного органа:
;
, условие выполняется.
КПД привода рассчитывается по формуле:
Мощность электродвигателя:
Вт
Рис.3. Кинематическая схема.
3. При nдв3=7500 об/мин;uоб3= 4,5.
Общее, расчетное передаточное отношение (uоб3расч.) находится из произведения передаточных отношений ременной, цилиндрической прямозубой и конической передач:
uоб3расч = uрем.× uц.п.× uк.= 1,4×1,6×2= 4,48
Подберем скорость исполнительного органа для расчитанного передаточного отношения:
uи.о.расч= nдв3/ uоб3расч.= 7500/4,48 =1674,1 об/мин
Находим ошибку по скорости исполнительного органа:
;
, условие выполняется.
КПД привода рассчитывается по формуле:
Мощность электродвигателя:
Вт
Рис.4. Кинематическая схема (вид сверху).
Из приведенных выше схем редуктора выбираем сх.3:
Рис.5. Кинематическая схема.
1,2,3 – номера валов (4 вал расположен вертикально).
В схему входит: ременная, цилиндрическая прямозубая и коническая передачи.
Достоинства:
Ременная передача обеспечивает бесшумность работы, самопредохранение от перегрузок при заклинивании привода. Цилиндрическая прямозубая передача проста в исполнении, обладает высокой надежностью и не имеет осевых нагрузок. Так как требуется вертикальное расположение выходного вала, используем коническую передачу.
Такое расположение колес в редукторе обеспечивает оптимальные условия смазки.
Кинематический расчет привода:
Рассчитаем вращающий момент на валу электродвигателя:
;
где Р =4022,99 Вт – мощность двигателя;
w = pn /30 = 3,14×1000 /30 =104,67 рад/с – угловая скорость вращения двигателя (n – частота вращения двигателя).
Вращающие моменты на валах редуктора:
Частоты вращения и угловые скорости на валах:
Находим ошибку по скорости на четвертом валу:
;
, условие выполняется.
Выбор материала колес:
Так как в техническом задании нет особых требований к габаритам передачи выбираем материал со средними механическими характеристиками: сталь 40Х, термообработка – улучшение, твердость для шестерни НВ 300, для колеса НВ 280.
Расчет допускаемых контактных напряжений:
; [1, с.167-173]
где SH - коэффициент безопасности (при улучшении SH =1,1);
- предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов (при НВ £ 350 : );
- коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки;
NHO - базовое число циклов;
- эквивалентное число циклов;
n – частота вращения вала, с =1– число зацеплений,
Ti – текущий крутящий момент, Tmax – максимальный крутящий момент за цикл (взяты из графика загрузки подъемника),
- суммарное время работы передачи,
где L – лет работы, - коэффициент годового использования,
- коэффициент суточного использования
Для шестерни:
NHO = 26,4×106
*
*8760 = 148,35×106
= 609,09 МПа
Для колеса:
NHO = 22,64×106
*
*8760 = 74,18×106
= 572,73 МПа
Расчет допускаемых напряжений изгиба:
; [1, c.173-174]
где - предел выносливости при изгибе (при улучшении ),
YR – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности (при улучшении YR = 1,2),
KFC – коэффициент, учитывающий характер приложения нагрузки (если передача нереверсивная KFC = 1),
– коэффициент долговечности,
NFO – базовое число циклов (для всех сталей NFO = 4×106 ),
NFЕ – эквивалентное число циклов (NFЕ =NНЕ ),
SF – коэффициент безопасности (SF =1,75).
Для шестерни:
NFЕ = 148,35×106,
370,29 Мпа.
Для колеса:
NFЕ = 74,18×108,
345,6 Мпа.
Расчет геометрических параметров колес:
Межосевое расстояние а найдем по формуле:
, [2, c.32]
Принимаем значения коэффициентов: yba= 0,25 – ширины венца;
KHb =1,04 – неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии; KHV =1,05 – динамической нагрузки.
Принимаем а = 40 мм, тогда ширина венца колеса b2 = yba×a=10 мм,
шестерни: b1 =b2 +5 =15 мм
Диаметр шестерни: 30,77
принимаем d1 = 32 мм;
|
|
|
модуль m= (0,01…0,02) a=0,4…0,8 принимаем m =1,
суммарное число зубьев zå = 2×a /m= 80,
число зубьев шестерни: z1 = zå /(u+1)= 80 /2,6 =30,77; принимаем z1 = 31,
колеса: z2 = zå -z1 = 80 –31= 49,
уточняем передаточное отношение: и =z2 / z1 = 49 /31=1,58 (оно не превышает допускаемого значения)
Диаметр выступов шестерни: da1 = m(z1 +2) =1(31+2) =33 мм
колеса: da2 = m(z2 +2) =1(49+2) =51 мм.
Диаметр впадин шестерни: df1 = m(z1 –2,5) =1(31-2,5) =28,5 мм
колеса:df2 = m(z2 -2,5) =1(49-2,5) =46,5 мм.
Расчет колес на контактную выносливость:
; (расчет ведем по колесу)
Т2 = 7,7·10 3 Н·мм – вращающий момент вала колеса;
; 585,04 > 572,73 ;; допускается
Расчет колес на изгиб:
; [2, c.41 - 42];
окружное усилие: (Т1 – вращающий момент на валу шестерни);
коэффициент, учитывающий форму зуба: YF = 3,7 (при Z1=31);
модуль зацепления: ;
коэффициенты: ;
; 90,57 < 370,29 – условие выполняется.
Расчет цилиндрической зубчатой пары
Выбор материала колес:
Выбираем сталь 40Х, термообработка – улучшение, твердость для шестерни НВ 280, для колеса НВ 260.
Расчет допускаемых контактных напряжений:
(расчет ведется как и для конической передачи)
; [1, с.167-173]
Для шестерни:
NHO = 22,64×106
*
*4730,4 = 4,34×108
= 572,73 МПа
Для колеса:
NHO = 18,88×106
*
*4730,4 = 2,17×108
= 536,36 МПа
Расчет допускаемых напряжений изгиба:
(расчет ведется как и для цилиндрической передачи)
; [1, c.173-174]
Для шестерни:
NFЕ = 4,34×108,
345,6 Мпа.
Для колеса:
NFЕ = 2,17×108,
320,91 Мпа
Расчет геометрических параметров колес:
Рис.7
Передаточное отношение передачи: и =2;
|
|
|
|
|
|
|
|
колеса: z2 = и· z1 =80;
Расчет муфты на выходном валу:
Для компенсации вредного влияния несоосности валов и улучшения динамических характеристик выбираем упругую втулочно-пальцевую муфту.
Типоразмер муфты выбираем по величине расчетного вращающего момента:
Тр = k р∙Т, где kр = 1,5 – коэффициент режима работы, Т =14,3 Н∙м – момент на валу.
Тр = 1,5∙14,3 = 21,45 Н∙м.
Принимаем муфту с параметрами:
d = 14 мм, D = 75 мм, L = 63 мм, В = 3 мм, D1 = 58 мм, dп = 10 мм,
l п =19мм, DВ = 19 мм,
lВ = 15 мм,
Z = 4 – количество пальцев.
Рис. Муфта втулочно-пальцевая.
Проверяем резиновые втулки на смятие поверхностей их соприкосновение с пальцами:
; [3, c.294-295]
Н.
МПа.
[σсм] = 2 МПа.
σсм < [σсм].
Подобрать посадку, обеспечивающую соединение цилиндрической шестерни с входным валом.
,
где р – удельное давление;
,
где диаметр соединения:
наружный диаметр :
вал сплошной:
μ1 и μ2 – коэффициенты Пуассона для материалов шестерни и вала
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.