Транспортные расходы, которые имеют существенное значение в конкуренции холдингов за договоры с железными дорогами, будут до практической проверки меньше при большем числе холдингов, так как они будут стремиться к Заключению договоров с близлежащими дорогами, которые заинтересованы в этом, поскольку пробег подвижного состава на завод и обратно станет минимальным, что снизит затраты на заводской ремонт. Еще меньше будут затраты на пересылку подвижного состава в условиях конкуренции отдельных заводов, что соответствует их единой организационной системе. Таким образом, по затратам на пересылку подвижного состава создание только одного холдинга в системе управления ремонтными заводами экономически выгоднее, чем нескольких.
Поскольку привязка заводов к дорогам будет меняться в зависимости от внешних условий хозяйствования (особое значение здесь имеют падение объемов перевозок и “эпидемия” неплатежей), то весьма сложно учесть транспортный фактор. В этой связи необходимо отметить, что учет транспортного фактора не повлияет на результаты поиска в случаях, если без его учета лучшим окажется вариант с одним холдингом или приведенные затраты на производство ремонта будут уменьшаться с увеличением числа холдингов. Поэтому выбор оптимального числа холдингов следует вести в два этапа. На первом транспортный фактор в связи с изложенным можно не учитывать. Второй этап расчетов предполагает учет транспортного фактора, если по результатам первого этапа лучшим окажется вариант с меньшим числом холдингов, но более 1.
Экономический критерий - приведенные затраты -определялся для одного, двух и трех холдингов, т.е. для всей совокупности ремонтных заводов, организованных по-разному. Лучшим является тот вариант организации, при котором полные отраслевые издержки на производство ремонта минимальны. Годовые приведенные затраты для 1-го способа организации управления заводами Эпр определяются по формуле
N N N
Эпрi = S(Cmin Qj) + 0,1S(Kpekj + Kpacj)+S3Tj,
J=1 J=1 J=1
где N - число видов продукции, выпускаемой ремонтными заводами (для выбора вариантов организации ремонтного производства рассматривался ремонт подвижного состава для дорог);
Cmin – минимальная себестоимость того или иного вида ремонта в разных холдингах;
Qj - объем ремонта в натуральном измерении по j-му виду ремонтной продукции;
Kpekj - капитальные вложения в реконструкцию заводской ремонтной базы, используемой для производства j-ro вида продукции (предусматривались в тех холдингах, где себестоимость ремонта оказывалась выше Cmjn);
Kpacj - капитальные вложения в расширение заводской ремонтной базы, если производственной мощностью заводов того или иного холдинга первоначально не предусматривался выпуск данного вида продукции;
3Tj - затраты на пересылку подвижного состава к месту ремонта и обратно.
Надо заметить, что в формуле основные фонды не отражены потому, что они уже созданы, а учитываются дополнительные вложения, связанные с необходимостью организации конкуренции между холдингами. При этом необходимо для холдингов, ремонтирующих подвижной состав, создавать условия для производства всех видов ремонтной продукции. В случае, если себестоимость какого-либо вида ремонта в одном из холдингов окажется больше, чем в других, то соответствующие цехи на заводе должны быть реконструированы с целью снижения издержек на производство. Поэтому в формуле учитываются капитальные вложения как в расширение производства, так и в его реконструкцию.
Так как субъектом конкуренции является холдинг, в котором выпускать продукцию могут несколько заводов, то себестоимость ремонта по холдингу определяется как средняя по входящим в него заводам. При решении поставленной задачи отсутствовала информация о сути реконструкции того или иного завода и о том, какое технологическое оборудование или технологические комплексы будут совершенствоваться, поэтому сравнительные расчеты по выбору варианта организации выполнялись в случаях, если капитальные вложения в реконструкцию относятся ко всем видам продукции завода или к одному.
Основная задача железнодорожного транспорта удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, а не одномоментное получение прибыли. Российские железные дороги имеют значительные основные фонды и составляют основу транспортной системы страны. В этих условиях представляется неправомерным использование нормативов рынка “чистой” конкуренции, в частности — 30 % резервных мощностей заводов по ремонту подвижного состава. Поэтому в расчетах принят потребный резерв мощностей заводов, достаточный для обеспечения конкуренции в размере 20 %. В случае превышения этой величины всегда будет более эффективен вариант управления, не допускающий конкуренции, поскольку запас мощностей нужно не только создавать, но и содержать. Дополнительные основные фонды требуют ремонта, отопления, освещения, по ним начисляется амортизация и т.д. Таким образом, в тех холдингах, где не производится данный вид продукции, за счет капитальных вложений в расширенном производстве создается резерв мощностей, обеспечивающий выпуск продукции в объеме, не превышающем 20 % фактического производства.
Следует учитывать, что норматив удельных капитальных вложений в расширение производства (1,19) определялся по отношению к объему товарной продукции. При использовании данного норматива без корректировки при большом числе холдингов капитальные вложения в расширение производства будут завышенными, потому что с изменением объема производства будут меняться только условно-переменные расходы, связанные с созданием основных фондов. В связи с этим нецелесообразно использовать один и тот же норматив для разного числа холдингов.
По фактическим данным 17 заводов по ремонту подвижного состава за стабильный период получена линейная зависимость между величиной основных фондов и объемом ремонта в приведенных единицах. Основные фонды численно равны затраченным на их создание капитальным вложениям. Соотношение между условно-постоянными и условно-переменными расходами также будет меняться по линейной зависимости. Так как объемы производства по отдельным видам ремонтной продукции невелики, а требуется создать достаточный резерв мощностей от небольшого объема, то оказалось, что при малых объемах производства условно-постоянная часть достигает 80 % общей суммы расходов на создание дополнительных мощностей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.