Диагностика беременности: Методическая разработка для проведения практического занятия по акушерству

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ.

Кафедра Акушерства и Гинекологии.

"УТВЕРЖДАЮ"

Начальник кафедры

Полковник м/с                                                                  / /

"     "          1999 года

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО АКУШЕРСТВУ 

ТЕМА: ДИАГНОСТИКА БЕРЕМЕННОСТИ

Обсуждена на заседании кафедры

"     "                                      1999г

Изменения внесены                          

"    "       19    г

"    "       19    г

"    "       19    г

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

1999г.

Учебное время: одно занятие--4 часа.

Учебно-материальное обеспечение:

1.  Больные. Для проведения занятия необходимо иметь 4-6 беременных (2-3 беременных с ранними сроками и 2-3 беременных с поздними сроками беременности.)

2.  Литература.

Основная: В.И.Бодяжина, К.Н.Жмакин, А.П.Кирюшенков "Акушерство" М. "Медицина", 1986г. с.-4-13, 46-61, 66-71, 86-89.

Ю.В.Цвелев, В.Г.Скворцов, А.П.Кальченко "Акушерство и гинекология"-СПб.,1992г.

Практикум под редакцией профессора "Практикум по акушерству и гинекологии" Л.,1988, с.4-7.

Положение об организации оказания гинекологической помощи военнослужащим- женщинам и женщинам - членам семей офицеров в ВС РФ .,М.-1996 год.

В.В.Абрамченко "Активное ведение родов", СПб.,1996 г.

Э.К.Айламазян "Акушерство", СПб,--1996г

"Акушерство и гинекология"(перевод с английского дополненный) под редакцией Савельевой Г.М., М.--1997 г.

3.  ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

Использование диапроектора с набором слайдов в количестве 30 шт.

4.  НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

-  наборы таблиц (10 шт.),стенды - "Диагностика беременности ", "Ультро звуковая диагностика в акушерстве"

-  препараты кафедрального музея .

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

ВРЕМЯ

1.

ВВЕДЕНИЕ

10 МИНУТ

2.

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЯ КУРСАНТОВ

15 МИНУТ

3.

КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ КУРСАНТАМИ ООД

20 МИНУТ

4.

МЕТОДЫ ЛАБОРАТОРНОЙ И УЛЬТРАЗВУКОЙ ДИАГНОСТИКИ

15 МИНУТ

5.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

30 МИНУТ

6.

КЛИНИЧЕСКИЙ РАЗБОР

80 МИНУТ

7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10 МИНУТ

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

1.Введение.

Диагностика беременности позднего срока редко представляет трудности, так как имеются достоверные признаки, свидетельствующие о наличии плода в матке. Первые разработки --азы акушерской науки представлены в работах А.Я.Крассовского в 1859 году.

Уже тогда А.Я.Крассовский различал признаки беременности:

1)  сомнительные, относящиеся к общему соотношению беременности,

2)  вероятные, заимствуемые из постепенного развития и изменения половых органов: объем матки, маточный шум, изменения в

3)  "верные" признаки беременности, заимствованные от присутствия в матке утробного младенца;

Необходимо остановиться и подчеркнуть роль Константина Михайловича Фигурнова.

Впервые в 1928 году во время научной командировки в Германии в лаборатории Ашгейма и Цондека изучил методику гормональной диагоностики беременности и внедрил эту методику в России. Необходимо отметить главного акушера-гинеколога Красной Армии И.Ф.Жордании (1942-1947гг) --воспитанника ВМА. Он внедрил формулу определения предполагаемой массы плода.

Свыше 100 лет прошло после первых работ А.Я.Крассовского,медцинская наука шагнула вперед и на современном этапе мы можем применять УЗИ, позволяющее диагностировать беременности с 3-х--4-х недель. Мы можем наблюдать за ростом плода, его двигательной активностью, диагностировать внутриутробные пороки развития плода, давать комплексную оценку состояния плода на основании современных методов исследования жизнедеятельности плода (кардиотокографии, рентгенографии околоплодных вод, пробы Залинга, доплерометрии и др.).

На практическом занятии будут представлены ультразвуковое исследование плода, амниоскопия, кардиотокография. В условиях войсковой части врач должен опираться на основные базисные знания, полученные на нашей кафедре и основные инструменты акушера:

- тазомер Мартина,сантиметровая лента и акушерский стетоскоп.      

Беременность является физиологическим состоянием женского организма,по поводу которого она чаще всего обращается к гинекологу. В постановке диагноза раннего срока заинтересована как сама женщина, так и государство. При своевременной постановке диагноза беременности раннего срока женщина может сама распоряжаться беременностью: либо прервать ее до 12-недельного срока, либо довести ее до физиологического конца (до родов).

Изучение диагностики беременности имеет большое значение для практической деятельности военного врача. Это обусловлено следующим:

-в настоящее время большое число женщин--военнослужащих ;

-  при установлении диагноза беременности врач обязан своевременно отстранить беременную военнослужащую от работ, которые могут отрицательно повлиять на течение беременности и развития внутриутробного плода (лучевая энергия, работа с химически активными веществами, действие СВЧ-поля и др.)

-   своевременное увольнения женщин из рядов РА при сроке беременности в 30 недель (приказ №315).

В этом разделе занятия кратко остановиться на целях предстоящего занятия:

-  научить слушателей методам диагностики беременности ранних и поздних сроков;

-  научить слушателей практическим навыкам гинекологического и акушерского исследования ( осмотр наружных половых органов, осмотр влагалища и шейки матки в зеркалах, влагалищное исследование, определение плода в матке ( пальпация и аускультация);

лабораторные методы диагностики беременности; диагностический                ультразвук; кардиотокография.

2. Контроль исходного уровня знаний слушателей.

Методика проведения: устный опрос. Для правильного понимания и объединения всех симптомов и признаков

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
331 Kb
Скачали:
0