Неотложная помощь в акушерско-гинекологической практике: Методическая разработка для проведения практического занятия по акушерству

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ.

Кафедра Акушерства и Гинекологии.

"УТВЕРЖДАЮ"

Начальник кафедры

Полковник м/с                                                                  / /

"     "          1999 года

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО АКУШЕРСТВУ 

ТЕМА: НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ В АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Обсуждена на заседании кафедры

"     "                                      1999г

Изменения внесены                          

"    "       19    г

"    "       19    г

"    "       19    г

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

1999г.

Тема: Обследование женщин с поздними сроками беременности.

Учебные группы: IV курс, учебная группа в количестве 8-9 курсантов.

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1.  Цель занятия: Научить слушателей и курсантов методике исследования беременных и рожениц (общий и акушерский анамнез, наружное акушерское исследование, измерение таза, внутреннее, влагалищное исследование.); изучить факторы, влияющие на течение и исход родов.

2.  Частные цели занятия:

Практические навыки слушателей и курсантов.

Слушатель должен уметь:

Четырьмя приемами наружного акушерского исследования определить  положение, предлежание, позицию и вид плода, срок беременности;

Выслушать сердцебиение плода и определить его массу;

Измерить окружность живота, высоту стояния дна матки над лоном, размеры большого таза, произвести внутреннее (влагалищное) исследование и измерить диагональную конъюгату;

На основании анамнестических, клинических и лабораторных данных сформулировать и обосновать развернутый диагноз;

Составить план ведения родов и определить их прогноз.

УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ: одно занятие –4 часа.

Учебно-методическое обеспечение.

1.  Беременные с поздними сроками беременности и роженицы.

Для проведения занятия необходимо иметь одну или две беременных при беременности сроком 38-40 недель и одну или две роженицы с доношенной беременностью.

2.  Литература:

Основная:

1)  В.И.Бодяжина, К.Н.Жмакин, А.П. Кирющенков, «Акушерство»  М. «Медицина», 1986.-с.58-63, 74-86, 103-107.

2)  Э.К. Айламазян."Акушерство", СПб, 1998г.

3)  В.В. Абрамченко."Активное ведение родов", СПб., 1996.

4)  Положение об организации оказания гинекологической помощи военнослужащим женщинам и женщинам –членам семей офицеров в Вооруженных Силах РФ, 1996.

3.  Технические средства обучения:

Использование диапроектора с набором слайдов в количестве 30 шт.

4.  Наглядные пособия:

Таблицы и рисунки (женский таз, сагиттальный распил; измерение окружности окружности живота сантиметровой лентой; измерение высоты стояния дна матки при различных сроках беременности; наружное измерение таза (ромб Михаэлиса).

Наглядные пособия: костный таз, кукла, муляжголовки новорожденного, тазометр, акушерский стетоскоп, сантиметровая лента.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

ВРЕМЯ

1.

ВВЕДЕНИЕ

10 МИНУТ

2.

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЯ КУРСАНТОВ

15 МИНУТ

3.

КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ КУРСАНТАМИ ООД

20 МИНУТ

4.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ С БЕРЕМЕННЫМИ И РОЖЕНИЦАМИ

45 МИНУТ

5.

КЛИНИЧЕСКИЙ РАЗБОР

80 МИНУТ

6.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10 МИНУТ

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

1.Введение.

изучение методики обследования беременных и рожениц , знание факторов , определяющих течение и исход родов, имеет большое значение для практической деятельности военного врача , т.к. позволяет предвидеть их исход, наметить наиболее рациональный план ведения родов , своевременно заметить развивающуюся патологию и оказать необходимую помощь .

2. Контроль исходного уровня знаний слушателей.

Методика проведения:

Устный опрос, что позволяет восстановить в памяти слушателей и курсантов необходимые для данной темы основные знания из изучавшихся ранее дисциплин.

Разобрать строение костного таза, головки новорожденного, повторить диагностику беременности поздних сроков.

I.  Таз взрослой женщины состоит из четырёх костей: 2-х безымянных, крестца и копчика.

Кости таза соединены между собой сочленениями: две безымянные кости посредством лонного сочленения соединены с друг другом , а с крестцом при помощи правого и левого крестцово-подвздошного сочленения. Копчик соединен с крестцом посредством крестцово-копчикового сочленения. Симфиз - малоподвижное сочленение, полусустав. Крестцово-подвздошные сочленения - почти неподвижные суставы. Крестцово-копчиковое сочленение является довольно подвижным. Во время родов, при прохождении плода через таз, копчик отгибается кзади и расстояние от нижнего края симфиза до верхушки копчика увеличивается на 1.5-2 см. Таз принято делить на большой и малый.

Большой таз - часть костного канала, которая расположена выше безымянной или пограничной линии. Боковыми стенками большого таза служат подвздошные ямки безымянных костей. Сзади большой таз ограничен последними поясничными позвонками (4 и 5). Спереди большой таз открыт и поэтому рост живота при беременности может происходить беспрепятственно .

Малый таз - часть костного канала, расположенного ниже безымянной линии. Стенки малого таза образованы внутренней поверхностью симфиза, сзади

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
148 Kb
Скачали:
0