ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ.
Кафедра Акушерства и Гинекологии.
"УТВЕРЖДАЮ"
Начальник кафедры
Полковник м/с / /
" " 1999 года
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО АКУШЕРСТВУ
ТЕМА: НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ В АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
Обсуждена на заседании кафедры
" " 1999г
Изменения внесены
" " 19 г
" " 19 г
" " 19 г
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
1999г.
Тема: Обследование женщин с поздними сроками беременности.
Учебные группы: IV курс, учебная группа в количестве 8-9 курсантов.
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Цель занятия: Научить слушателей и курсантов методике исследования беременных и рожениц (общий и акушерский анамнез, наружное акушерское исследование, измерение таза, внутреннее, влагалищное исследование.); изучить факторы, влияющие на течение и исход родов.
2. Частные цели занятия:
Практические навыки слушателей и курсантов.
Слушатель должен уметь:
Четырьмя приемами наружного акушерского исследования определить положение, предлежание, позицию и вид плода, срок беременности;
Выслушать сердцебиение плода и определить его массу;
Измерить окружность живота, высоту стояния дна матки над лоном, размеры большого таза, произвести внутреннее (влагалищное) исследование и измерить диагональную конъюгату;
На основании анамнестических, клинических и лабораторных данных сформулировать и обосновать развернутый диагноз;
Составить план ведения родов и определить их прогноз.
УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ: одно занятие –4 часа.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Беременные с поздними сроками беременности и роженицы.
Для проведения занятия необходимо иметь одну или две беременных при беременности сроком 38-40 недель и одну или две роженицы с доношенной беременностью.
2. Литература:
Основная:
1) В.И.Бодяжина, К.Н.Жмакин, А.П. Кирющенков, «Акушерство» М. «Медицина», 1986.-с.58-63, 74-86, 103-107.
2) Э.К. Айламазян."Акушерство", СПб, 1998г.
3) В.В. Абрамченко."Активное ведение родов", СПб., 1996.
4) Положение об организации оказания гинекологической помощи военнослужащим женщинам и женщинам –членам семей офицеров в Вооруженных Силах РФ, 1996.
3. Технические средства обучения:
4. Наглядные пособия:
Таблицы и рисунки (женский таз, сагиттальный распил; измерение окружности окружности живота сантиметровой лентой; измерение высоты стояния дна матки при различных сроках беременности; наружное измерение таза (ромб Михаэлиса).
Наглядные пособия: костный таз, кукла, муляжголовки новорожденного, тазометр, акушерский стетоскоп, сантиметровая лента.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
№ |
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ |
ВРЕМЯ |
1. |
ВВЕДЕНИЕ |
10 МИНУТ |
2. |
КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЯ КУРСАНТОВ |
15 МИНУТ |
3. |
КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ КУРСАНТАМИ ООД |
20 МИНУТ |
4. |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ С БЕРЕМЕННЫМИ И РОЖЕНИЦАМИ |
45 МИНУТ |
5. |
КЛИНИЧЕСКИЙ РАЗБОР |
80 МИНУТ |
6. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
10 МИНУТ |
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ. 1.Введение. изучение методики обследования беременных и рожениц , знание факторов , определяющих течение и исход родов, имеет большое значение для практической деятельности военного врача , т.к. позволяет предвидеть их исход, наметить наиболее рациональный план ведения родов , своевременно заметить развивающуюся патологию и оказать необходимую помощь . 2. Контроль исходного уровня знаний слушателей. Методика проведения: Устный опрос, что позволяет восстановить в памяти слушателей и курсантов необходимые для данной темы основные знания из изучавшихся ранее дисциплин. Разобрать строение костного таза, головки новорожденного, повторить диагностику беременности поздних сроков. I. Таз взрослой женщины состоит из четырёх костей: 2-х безымянных, крестца и копчика. Кости таза соединены между собой сочленениями: две безымянные кости посредством лонного сочленения соединены с друг другом , а с крестцом при помощи правого и левого крестцово-подвздошного сочленения. Копчик соединен с крестцом посредством крестцово-копчикового сочленения. Симфиз - малоподвижное сочленение, полусустав. Крестцово-подвздошные сочленения - почти неподвижные суставы. Крестцово-копчиковое сочленение является довольно подвижным. Во время родов, при прохождении плода через таз, копчик отгибается кзади и расстояние от нижнего края симфиза до верхушки копчика увеличивается на 1.5-2 см. Таз принято делить на большой и малый. Большой таз - часть костного канала, которая расположена выше безымянной или пограничной линии. Боковыми стенками большого таза служат подвздошные ямки безымянных костей. Сзади большой таз ограничен последними поясничными позвонками (4 и 5). Спереди большой таз открыт и поэтому рост живота при беременности может происходить беспрепятственно . Малый таз - часть костного канала, расположенного ниже безымянной линии. Стенки малого таза образованы внутренней поверхностью симфиза, сзади |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.