План
Введение
1. Роль и значение ресурсов в деятельности фирмы.
2. Экономические ресурсы: основные понятия и категории.
3. Состав и классификация ресурсов.
4. Понятие «стратегия»
Заключение
Литература
В условиях централизованного управления народным хозяйством стратегическое управление отдельным предприятием не входило в компетенцию его управленческого аппарата. Все основные стратегические решения если и принимались, то принимались «наверху» - в кабинетах Госпланов, отраслевых министерств и ведомств. Предприятию была отведена роль исполнителя этих решений. Более того, даже тактические решения, принимаемые на уровне предприятия, в большой мере разрабатывались с оглядкой на вышестоящее руководство.
Рынок лишает руководителя предприятия как частного, так и государственного «привилегии стратегической безответственности». Он должен самостоятельно, руководствуясь законодательными и нормативными актами, регламентирующими правила ведения производственной деятельности, а так же складывающейся на том или ином рынке коньюктурой, принимать собственные основополагающие, долговременные стратегические решения. При этом он несет полную ответственность перед самим собой, трудовым коллективом, наконец, перед Законом за все экономические, юридические, экологические и иные последствия принимаемых стратегических решений. Отечественная литература, к сожалению, пока еще небогата изданиями, посвященными стратегическому управлению вообще, и экономическим аспектам стратегии фирмы, в особенности. В данной работе формирование экономической стратегии фирмы базируется на трех основных посылках:
* ресурсной концепции фирмы как информационной системы, характеризующей совокупность ресурсов, то есть возможностей фирмы определять и достигать долговременных стратегических целей;
* теории конкурентного преимущества как концептуальной основы формирования глобальной и локальных стратегических целей фирмы и экономически эффективных средств их достижения;
* теории трансакционных издержек как концепции, позволяющей конкретизировать отдаленные, порой аморфные стратегические цели, придавать им четко выраженный имплицитный характер.
Основная идея предлагаемой концепции состоит в том, что экономическая стратегия фирмы должна вырабатывать преимущественно экономические (а не командно-административные) средства достижения стратегических целей фирмы, то есть средства, побуждающие всех участников производственного процесса - от исследователей рынка до обслуживающего персонала - заинтересованно выполнять свои роли в обеспечении процветания фирмы. Системой называют совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенную для достижения определенной цели. Система находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая представляет собой совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы. Существование и функционирование систем обусловлено рядом закономерностей; целостности, интегративности, коммуникативности, иерархичности, осуществимости и др. Эти краткие сведения мы напоминаем читателю, ибо все дальнейшее изложение предлагаемого курса, некоторые принципиальные положения рассматриваемых проблем базируются на предварительном изучении базовых экономических дисциплин. Поэтому мы исходим из того, что читатель знаком с теорией систем достаточно глубоко. В данном курсе мы рассматриваем экономические (производственные) системы, которые обладают рядом особенностей, отличающих их от технических и иных систем. К их числу можно отнести:
* нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;
* уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях (благодаря наличию у нее активного элемента - человека) и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;
* способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
* способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям;
* способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
* способность и стремление к целеобразованию, то есть формированию целей внутри системы.
Производственная система представляет собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами удовлетворять то или иные нужды, потребности и запросы потенциальных потребителей с помощью производимых этой системой товаров и услуг.
Возникновение той или иной производственной системы (ПС) обусловлено возникновением или формированием на рынке спроса на продукцию, способную удовлетворить требования покупателей. Следовательно, ПС должна быть приспособлена к длительному удовлетворению покупательского спроса. Наиболее сложной проблемой возникающей при определении ПС как объекта стратегического управления, становится проблема вычисления элементов, совокупность и взаимодействие которых создают объективные предпосылки для целеполагания, с одной стороны и для выбора предпочтительной стратегии достижения глобальных, долговременных целей - с другой. Совершенно недостаточно, например, сказать, что элементами ПС являются производственные фонды и персонал. Если попытаться конкретизировать эти агрегированные элементы, например по видам (моделям) оборудования или профессиональным признакам персонала (специальностям, квалификации), это еще не позволит выдвинуть адекватные состоянию внешней среды стратегические цели и оценить готовность фирмы к их достижению.
Рассмотрим роль и значение ресурсов в деятельности фирмы с позиции
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.