Выбор способа начисления амортизации тесно связан с таким понятием как срок полезного использования объекта основных средств, который устанавливается при принятии объекта к бухгалтерскому учету и определяется в настоящее время в соответствии с требованиями п.4.4. ПБУ 6/97.
Для целей налогообложения амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов принимаются по нормам, утвержденным в установленном порядке (подп."х" п.2 Положения о составе затрат). При этом под "утвержденными в установленном порядке" нормами можно подразумевать лишь нормы, утвержденные Постановлением СМ СССР от 22.10.90 N 1072, поскольку иных лимитированных показателей действующим законодательством не установлено.
До недавнего времени, ни законодательством по бухгалтерскому учету, ни установленными правилами по начислению амортизации для целей налогообложения не было предусмотрено особого порядка начисления амортизации при приобретении основных средств бывших в эксплуатации. Такое положение дел вызывало немало вопросов. В результате складывалась такая ситуация, что предприятия при совершении подобных операций были вынуждены руководствоваться общими установленными требованиями по начислению амортизации. То есть принимать за основу для начисления амортизации срок эксплуатации объектов установленный как для новых основных средств. Такой подход в целом противоречил общим принципам начисления амортизации, что приводило к необоснованному увеличению срока использования объектов основных средств и как следствие этого, искажению достоверности данных бухгалтерской отчетности.
Правда, Министерством экономики 29.12.99 за N МВ-890-/6-16 было издано письмо, в котором была изложена позиция этого ведомства по рассматриваемому вопросу. В нем сообщалось, что затраты организации по приобретению основных средств, бывших в эксплуатации, погашаются путем начисления амортизации исходя из оставшегося срока службы основных средств. То есть нормы амортизационных отчислений рассчитываются в этом случае исходя из сроков фактической эксплуатации и предполагаемых сроков полезного использования у нового собственника основных средств. Однако данное письмо, несмотря на достаточно обоснованные в нем доводы не было обязательным ни для составления бухгалтерской отчетности, ни тем более для формирования налогооблагаемой базы. Поэтому применение его положений на практике фактически не осуществлялось, хотя и вызывало не мало рассуждений на эту тему.
Данной проблеме были посвящены материалы и в нашем издании.
В настоящее время, письмом МНС РФ от 11.09.2000 N ВГ-6-02/731 указанное письмо Минэкономики РФ было доведено для руководства налогоплательщиков и распространено на порядок начисления амортизации по основным средствам бывшим в эксплуатации и приобретенных после 01.01.2000 года.
Таким образом, налоговые органы поставили точку в решении этого вопроса, хотя в принципе данное письмо МНС РФ не зарегистрировано в МЮ РФ и не является документом обязательным к исполнению. Вместе с тем, нельзя не отметить, что содержащиеся в нем положения в полной мере отвечают экономической логике и здравому смыслу самого понятия амортизации как способа погашения стоимости основных средств, поэтому его применение не должно вызывать никаких разногласий между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Думается, что аналогичный подход к определению срока полезного использования объектов основных средств бывших в эксплуатации должен приниматься и для составления бухгалтерской отчетности, что должно найти отражение в соответствующих нормативных актах по бухгалтерскому учету. А до их внесения этот порядок должен быть закреплен в учетной политике предприятия на основании п.8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утв. приказом МФ РФ от 09.12.98 N 60Н.
Причем с точки зрения практики, определение срока полезного использования основных средств не должно вызывать особых трудностей у бухгалтеров, так как эту информацию, можно получить либо из технических условий на соответствующий объект, либо из того же Постановления N 1072.
Применение для определения срока полезного использования других показателей, перечисленных в п.4.4 ПБУ 6/97 (ожидаемого срока использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения, ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации и пр.) на сегодняшний момент времени можно допустить только в тех случаях, если на конкретный объект основных средств отсутствует информация в технических условиях и не содержится в названном Постановлении.
И так, возвращаясь к содержанию рассматриваемого Письма, предполагаемый срок полезного использования у нового собственника основных средств определяется путем вычитания из срока полезного использования, исчисленного для новых объектов основных средств, срока их фактической эксплуатации. При этом срок полезного использования новых объектов основных средств определяется исходя из норм амортизационных отчислений утвержденных Постановлением СМ СССР от 22.10.90 N 1072.
Рассмотрим следующую ситуацию.
Пример 1. Предприятие "А" имеет на балансе объект основных средств, первоначальная стоимость которого составляет 100000 руб.
Срок полезного использования основного средства составляет 6 лет (исходя из технических условий).
При линейном способе норма амортизации составляет:
1 год* 100% :6 = 16,7%.
Годовая сумма амортизационных отчислений составляет:
100000 руб. * 16,7% = 16700 руб.
В бухгалтерском учете суммы начисленных амортизационных отчислений в соответствии с п.67 Методических указаний отражаются ежемесячно по дебету счетов учета издержек производства или обращения в корреспонденции с кредитом счета учета амортизации, что отражается записью:
Дт.20 (26,44) - Кт.02 - 16700 руб.(по году).
Срок полезного использования этого же объекта основных средств
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.