Решение приоритетных задач охраны окружающей среды в бассейне Верхней Волги на примере Ярославской области

Страницы работы

Содержание работы

Глава 10

Решение приоритетных задач охраны окружающей среды  в бассейне Верхней Волги на примере Ярославской области

В настоящее время в Российской Федерации реализуется Проект по управлению окружающей средой, осуществляемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 1995 г. № 808 «О мерах по выполнению Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой» (ПУОС).  На территории Верхне-Волжского региона реализуются следующие компоненты проекта:

–  «Управление качеством вод и водными ресурсами»

–  «Экологическая политика и регулирование».

Основные эколого-экономические и социальные проблемы Верхне-Волжского региона

Верхне-Волжский регион относится к экономически развитой части России. К Верхне-Волжскому региону обычно относят Вологодскую, Ивановскую, Костромскую, Тверскую и Ярославскую области. Территория Верхневолжского региона равна 264 тыс. км2, а население составляет приблизительно 5 млн. человек. По площади регион можно сравнить с такими европейскими странами, как Польша, Италия, Норвегия, Великобритания.

Средняя плотность населения составляет 19 человек на квадратный километр, причем выделяются две совершенно разные зоны: в Вологодской и Костромской областях показатель плотности населения равен соответственно 9 и 13, а в Ивановской и Ярославской областях – соответственно 40 и 58.

С начала 90-х годов Верхне-Волжский регион, как и вся Россия, вступил в период трансформации экономики. Продолжаются спад промышленного производства и дестабилизация остальных отраслей экономики (сельского и лесного хозяйства, транспорта, коммунального хозяйства), что влияет на природоохранную политику и ее результативность и, как следствие, на состояние окружающей среды.

Природоохранная политика в Верхне-Волжском регионе основана на таких принципах, как устойчивость развития, правило «загрязнитель платит», регламентирование государством допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, существенная  роль органов самоуправления и общественности в принятии решений по охране окружающей среды и ряде других. Однако эффективность этой политики пока незначительна, главным образом, по трем причинам:

–  кризисный недостаток финансовых средств в органах государственного аппарата (в том числе и на охрану окружающей среды);

–  крайне слабое финансовое положение предприятий в большинстве отраслей, не позволяющее полностью реализовать правило «загрязнитель платит»;

–  сложность и громоздкость административных структур в целом и, в частности, в области охраны окружающей среды, затрудняющие координацию и прямые действия.

Компонент «Управление качеством вод и водными ресурсами»

Составной частью Проекта по управлению окружающей средой в РФ является компонент «Управление качеством вод и водными ресурсами». Цель компонента состоит в повышении эффективности деятельности существующих органов управления качеством вод и водными ресурсами на местном, региональном и федеральном уровнях.

В рамках концепции реализации компонента руководящими принципами управления качеством вод и водными ресурсами являются:

1.  Устойчивость – водохозяйственная деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для будущих поколений.

2.  Экосистемный подход в водохозяйственной деятельности.

3.  Непрерывность вод речного бассейна в пространстве и во времени, бассейновая интеграция и территориальная координация.

4.  Относительность а) экономическая оправданность,

б) техническая соразмерность,

в) специфическая бассейновая и территориальная совместимость;

5.  Предусмотрительность – должно быть обеспечено как можно меньшее воздействие хозяйственной деятельности на состояние вод;

6.  Предосторожность – меры по предупреждению вредного воздействия хозяйственной деятельности на состояние вод не должны откладываться на том основании, что исследования не установили в полной мере причинно-следственной связи между этими воздействиями, с одной стороны, и их влиянием на состояние вод – с другой стороны.

7.  Правило «водопользователь платит».

8.  Превентивность – предупредить вредное воздействие хозяйственной деятельности на состояние вод легче, чем бороться с последствиями этого воздействия.

324

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Научно-исследовательские работы (НИР)
Размер файла:
152 Kb
Скачали:
0