Анализ центрального образа романа М.А.Булгакова (Маргариты)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

П Л А Н .

I. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова " Мастер и              Маргарита ".

II. Особенности речевой характеристики Маргариты.

I.   Кольцо внутреннего монолога и образ Мастера.

II.   Внешняя речь и " темные силы ".

3. " Московский мир " и звероподобность внешней                  речи.

III. Роман - духовное завещание М.А. Булгакова.

III.   Голос и чувства героини.

IV.   Вера.

VI. Смена чувств.

VII. «Разбитые часы».

VIII. Превращение в ведьму.

IX. Встреча с "князем тьмы"

X. Великий бал у Сатаны.

XI. Испытание болью.

XII. Встреча Маргариты с Мастером.


I. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова " Мастер и              Маргарита"

В работе по роману  М.А. Булгакова  «Мастер и Маргарита»  для анализа выбран центральный образ - Маргарита. Почему  это центральный образ ? Это связано с тем, что Маргарита в романе открывает те темы, которые позже будут развиты такими героями как Мастер и Иешуа Га-Ноцри.  Это темы  веры, творчества,  любви - все то, из чего вырастает истинная жизнь. Образ Маргариты очень дорог автору, быть может, поэтому в нем  прочитываются  черты одного из самых  близких Булгакову людей - Елены   Сергеевны  Булгаковой.  Меня интересует, как этот образ помогает понять  авторский  замысел, как  соотносится с другими героями  произведения. Создавая  образ Маргариты, автор использовал  портрет, речевую  характеристику, описывал поступки героини. Меня  заинтересовало, как создана речь Маргариты, как она  изменяется, с чем это связано, как помогает понять авторский  замысел, ведь речевая  характеристика - это то, что помогает заглянуть в глубины души героя, а вместе с тем и автора. Образ Маргариты не простой,  Поэтому, с  моей  точки зрения, именно  слово  Маргариты помогает открывать нам героиню, именно речь Маргариты ведет  к пониманию как ее образа, так и других образов и тем в романе. Почему именно речь ? Мне кажется, что речевая характеристика Маргариты все время находится в движении, постоянно  изменяется,  в зависимости от действия происходящего в романе.  Кроме того, почти никто из известных мне  булгаковедов, таких как М. Чудакова,  Б.Гаспаров,  Б. Соколов, не обращались к речевой  характеристике Маргариты.  Моя основная задача  -  попытаться понять концепцию романа, анализируя изменение речевой характеристики Маргариты.  Как же создан образ ?  Что позволяет  увидеть в нем речевая характеристика ?

II.   Особенности речевой характеристики Маргариты.

III.   Кольцо внутреннего монолога и образ Мастера.

Впервые ее слова нам передает Мастер. В этих словах - чувства, такие как напряжение, сосредоточенность. Здесь  же воедино  соединяются голоса  Мастера и  Маргариты. Маргарита, во-первых, способна  к  диалогу, а во-вторых, даже в речи автора отразилось единство  чувств Мастера и Маргариты.  Но вот исчез Мастер. Речь Маргариты становится отрывистой, исчезает смех, но появляется ощущение утраты, боль. Появившийся внутренний монолог свидетельствует о глубине и о степени интимности переживаний. Здесь же Маргарита говорит и о добре и  зле, о лжи и правде. Эти нравственные величины для нее очень значимы. Речь ее  уже  напоминает молитву и проклятие  одновременно, в этом некое  предощущение и своей будущей судьбы, в которую войдут и Бог и Дьявол. Появление внутреннего монолога  свидетельствует о глубине чувств Маргариты, поясняет, что значит Мастер для нее.

2.   Внешняя речь и " темные силы ".

Но вот первая встреча с темными силами. Изменяется речь: появляются паузы, верх берут чувства. В этом изменении речи, ее темпа, направленности - своеобразный  срез  жизни. И появившаяся  речь  Маргариты в пересказе " правдивого повествователя " говорит о том, что авторское  отношение к миру сходно с мироощущением Маргариты. Кроме того, в речи появляется сатанинское начало: хохот, ощущение вседозволенности. Предложения становятся короткими, отрывистыми - это отражение  волнения и  отсутствия гармонии одновременно. Появляется актерское начало. Но даже у этой  "ведьмы" сохранились гуманистические ценности, вот поэтому останавливает она разгром в доме критиков, увидев ребенка, и при этом, стремится "смягчить" голос. В этом опять же есть и авторское отношение к реальному и жестокому миру.  Вот встреча с квартирой  N 50.

3. " Московский мир " и звероподобность внешней речи.

Все видим мы  глазами  Маргариты - в  этом  авторское доверие. Внутренний  монолог  оформлен как внешняя речь,  ведь в этой квартире все ясно. Исчезновение внутреннего монолога, бедность внешней речи - во всем этом ощущается предопределенность.  Сцена Бала. Маргарита лишь констатирует увиденное. В этом - понимание  величия мира и желание понять его, а не изменить. Маргарита уже уподобилась свите, поэтому повторяет за Коровьевым и Бегемотом фразы. На балу же увидим мы и слезы очищения. И здесь Маргарита выражает авторское видение мира. 

Бал проходит. К Маргарите вновь возвращается актерство, трудно даются воспоминания

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
120 Kb
Скачали:
0