П Л А Н .
I. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита ".
II. Особенности речевой характеристики Маргариты.
I. Кольцо внутреннего монолога и образ Мастера.
II. Внешняя речь и " темные силы ".
3. " Московский мир " и звероподобность внешней речи.
III. Роман - духовное завещание М.А. Булгакова.
III. Голос и чувства героини.
IV. Вера.
VI. Смена чувств.
VII. «Разбитые часы».
VIII. Превращение в ведьму.
IX. Встреча с "князем тьмы"
X. Великий бал у Сатаны.
XI. Испытание болью.
XII. Встреча Маргариты с Мастером.
I. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита"
В работе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» для анализа выбран центральный образ - Маргарита. Почему это центральный образ ? Это связано с тем, что Маргарита в романе открывает те темы, которые позже будут развиты такими героями как Мастер и Иешуа Га-Ноцри. Это темы веры, творчества, любви - все то, из чего вырастает истинная жизнь. Образ Маргариты очень дорог автору, быть может, поэтому в нем прочитываются черты одного из самых близких Булгакову людей - Елены Сергеевны Булгаковой. Меня интересует, как этот образ помогает понять авторский замысел, как соотносится с другими героями произведения. Создавая образ Маргариты, автор использовал портрет, речевую характеристику, описывал поступки героини. Меня заинтересовало, как создана речь Маргариты, как она изменяется, с чем это связано, как помогает понять авторский замысел, ведь речевая характеристика - это то, что помогает заглянуть в глубины души героя, а вместе с тем и автора. Образ Маргариты не простой, Поэтому, с моей точки зрения, именно слово Маргариты помогает открывать нам героиню, именно речь Маргариты ведет к пониманию как ее образа, так и других образов и тем в романе. Почему именно речь ? Мне кажется, что речевая характеристика Маргариты все время находится в движении, постоянно изменяется, в зависимости от действия происходящего в романе. Кроме того, почти никто из известных мне булгаковедов, таких как М. Чудакова, Б.Гаспаров, Б. Соколов, не обращались к речевой характеристике Маргариты. Моя основная задача - попытаться понять концепцию романа, анализируя изменение речевой характеристики Маргариты. Как же создан образ ? Что позволяет увидеть в нем речевая характеристика ?
II. Особенности речевой характеристики Маргариты.
III. Кольцо внутреннего монолога и образ Мастера.
Впервые ее слова нам передает Мастер. В этих словах - чувства, такие как напряжение, сосредоточенность. Здесь же воедино соединяются голоса Мастера и Маргариты. Маргарита, во-первых, способна к диалогу, а во-вторых, даже в речи автора отразилось единство чувств Мастера и Маргариты. Но вот исчез Мастер. Речь Маргариты становится отрывистой, исчезает смех, но появляется ощущение утраты, боль. Появившийся внутренний монолог свидетельствует о глубине и о степени интимности переживаний. Здесь же Маргарита говорит и о добре и зле, о лжи и правде. Эти нравственные величины для нее очень значимы. Речь ее уже напоминает молитву и проклятие одновременно, в этом некое предощущение и своей будущей судьбы, в которую войдут и Бог и Дьявол. Появление внутреннего монолога свидетельствует о глубине чувств Маргариты, поясняет, что значит Мастер для нее.
2. Внешняя речь и " темные силы ".
Но вот первая встреча с темными силами. Изменяется речь: появляются паузы, верх берут чувства. В этом изменении речи, ее темпа, направленности - своеобразный срез жизни. И появившаяся речь Маргариты в пересказе " правдивого повествователя " говорит о том, что авторское отношение к миру сходно с мироощущением Маргариты. Кроме того, в речи появляется сатанинское начало: хохот, ощущение вседозволенности. Предложения становятся короткими, отрывистыми - это отражение волнения и отсутствия гармонии одновременно. Появляется актерское начало. Но даже у этой "ведьмы" сохранились гуманистические ценности, вот поэтому останавливает она разгром в доме критиков, увидев ребенка, и при этом, стремится "смягчить" голос. В этом опять же есть и авторское отношение к реальному и жестокому миру. Вот встреча с квартирой N 50.
3. " Московский мир " и звероподобность внешней речи.
Все видим мы глазами Маргариты - в этом авторское доверие. Внутренний монолог оформлен как внешняя речь, ведь в этой квартире все ясно. Исчезновение внутреннего монолога, бедность внешней речи - во всем этом ощущается предопределенность. Сцена Бала. Маргарита лишь констатирует увиденное. В этом - понимание величия мира и желание понять его, а не изменить. Маргарита уже уподобилась свите, поэтому повторяет за Коровьевым и Бегемотом фразы. На балу же увидим мы и слезы очищения. И здесь Маргарита выражает авторское видение мира.
Бал проходит. К Маргарите вновь возвращается актерство, трудно даются воспоминания
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.