Связь между единичным и общим

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные понятия

2. Связь между единичным и общим

Список литературы


Введение

Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям  и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и познания, имеющая объективное значение” Понятия категорий и законов в их соотношении и заключают в себе такую “диалектику познания”.  Даже самая простая мысль: “Черный автомобиль подъехал к подъезду” -  заключает в себе такие понятия, как “предмет” (автомобиль, подъезд), “качество” (черный), “движение” (подъехать). Если мы, воспринимая объекты, не подводим их под какие – либо понятия, категории, то мы вообще обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи. Категориальный строй мышления выступает в качестве необходимой предпосылки и условия всякого познавательного акта.

Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества. Постепенно знание человечества об универсальных связях бытия углубляется, обогащается, приводится в систему. Так обстояло дело, например, с познанием связей качественных и количественных характеристик предметов. Начиная с наивных догадок, оно со временем достигло зрелого выражения. Были разработаны специальные философские понятия (качество, количество, мера, скачок) и с их помощью сформулирован соответствующий закон. По мере развития материальной и духовной культуры человеческое мышление обогащается новыми категориями. Знания о категориальных отношениях, результаты осмысления действующих в мире универсальных связей вызревают, кристаллизуются, шлифуются, хранятся в языке.

Таким образом, из стихийно работающего категориальный аппарат превращается в продуманный, осознанный. Это придает диалектическому мышлению как явлению культуры огромную силу, делает возможным познание, освоение, сознательное применение диалектики при решении разнообразных теоретических и практических задач. Говоря о категориях диалектики, нельзя не сказать о том, что  они имеют характерные черты, а именно, во – первых, они связаны так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент системы категорий. Нельзя, к примеру, понять материальную и духовную реальность посредством одной категории “материя”, не прибегая к категориям “движение”, “развитие”, “пространство”, “время” и многим другим.

Иначе мы не выйдем за пределы простой констатации реальности. Для осмысления реальности мы вынуждены привлечь весь строй философских категорий и понятий, где одно характеризуется через другое, в единстве с другим, то сливаясь в целое, то расходясь. Во - вторых, в категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и другие) и форма мысли – познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь. И чем совершеннее понятийные средства, способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществляться их реальное открытие, истолкование. Одно предполагает другое. Философы говорят в связи с этим о единстве онтологического (объективное знание бытия) и гносеологического (познавательные приемы) смысла категорий.

1. Основные понятия

Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей.  “Единичное – общее”, “многое – единое”, “сходство – различие”, “качество – количество”, “простое – сложное”, “часть – целое”, “конечное – бесконечное”, “форма – содержание” и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих “устройство”, “организованность” бытия. В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий универсальные связи детерминации: “явление – сущность”, “причина – следствие”, “случайность – необходимость”, “возможность – действительность” и другие. Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать “горизонтальным”, второй – “вертикальным”. В данной работе нам хотелось бы произвести смысловое разъяснение универсальных связей на пример таких категориальных пар, как “единичное – общее”, “явление – сущность”, “необходимость – случайность”, “возможность – действительность”, “часть – целое”, “содержание – форма”, “качество – количество и мера”.

Итак, адекватный методологический принцип заключается,на наш взгляд, в том, чтобы цивилизацию рассматривать как творчески-прогрессивную сторону объекта. Напротив, контрцивилизация -регрессивная (варварская, малоцивилизованная) сторона объекта. Следовательно, цивилизованность - это все достижения технического

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
62 Kb
Скачали:
0