Цель и задачи физического воспитания молодежи школьного возраста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство профессионального и

социального образования РФ

Ярославский государственный

педагогический университет им. К.Д. Ушинского

КУРСОВАЯ РАБОТА

Цель и задачи физического воспитания молодежи школьного возраста.

Выполнила

студентка III курса

ФФК ЯГПУ

группа 533

ЯРОСЛАВЛЬ 2001


ПЛАН

Введение.

1. Задачи физического воспитания.

2. Межпредметные связи в физическом воспитании школьников

Заключение.

Литература


Введение.

Современное состояние физического, психического и нравственного здоровья учащихся общеобразовательной школы вызывает серьезные опасения у специалистов.

У детей и подростков наблюдается рост хронических заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Отмечается увеличение количества детей с дефицитом массы тела и имеющих отклонения в психике.

Лабораторией физического воспитания института возрастной физиологии РАО проведено выборочное исследование ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического воспитания учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. Выявлены чрезвычайно тревожные тенденции.

Так, высокое физическое развитие имеют около 9% младших школьников, среднее — около 57% и низкое — около 34%.

Распределение по группам здоровья: около 21% отнесены к I группе, 57% — ко II и около 22% — к III. Учащиеся 1-4-х классов не осваивают упражнений в метаниях (24%), прыжках в длину и высоту с разбега (соответственно 18 и 26%), кувырок вперед (31%), лазанье по канату (16%) и основные плавательные движения (30%). Минимальным уровнем знаний, предусмотренным комплексной программой физического воспитания, обладают лишь около 11% младших школьников.

Чрезвычайно настораживает структура мотивов поведения младших школьников. На первом месте находится мотив доминирования, за ним следуют мотивы соперничества и двигательной активности.

Мотивы общения, самосовершенствования и привычки к занятиям физической культурой находятся на последнем месте. Это указывает на повышенную агрессивность учащихся данной возрастной группы, нежелание контактировать с окружающими и выполнять работу по совершенствованию своих личностных показателей.

Примечательно, что от класса к классу выявленные негативные тенденции практически не претерпевают изменений, что указывает на несовершенство учебно-педагогического процесса в области физического воспитания.

1. Задачи физического воспитания.

Эти факты подтверждают и конкретизируют негативные тенденции, наметившиеся в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы [2, 6, 8]. Ранее выдвигались подходы к совершенствованию системы физического воспитания детей и подростков.

Одним из вариантов оптимизации физического воспитания является концепция личной физической культуры, постулирующая возможность существенного влияния на проблему формирования привычек ведения учащимися здорового образа жизни. Однако имеется ряд объективных факторов, лимитирующих внедрение системы личной физической культуры в учебно-педагогический процесс общеобразовательной школы (отсутствие единого определения понятия «личная физическая культура», четкого представления о природе и структуре, целях и задачах личной физической культуры).

Разработка концепции личной физической культуры может осуществляться по двум основным направлениям. Первое — это преимущественная социализация личности учащихся общеобразовательной школы, учитывающая в первую очередь потребности государства и направленная на максисмальную адаптацию ребенка в обществе. Второе направление ориентировано на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков ребенка, учитывает индивидуальные особенности, основные интересы и уровень развития психофизических показателей.

Оба подхода в настоящее время активно разрабатываются и имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

С целью разработки проблемы личной физической культуры учащихся общеобразовательной школы проведено теоретическое исследование, задачами которого явились: разработка понятия «личная физическая культура», ее основных целей и задач, структуры и содержания.

Предположили, что внедрение личной физической культуры в учебно-педагогический процесс общеобразовательной школы позволит элиминировать ряд негативных факторов, снижающих уровень подготовленности школьников по предмету «физическая культура».

Были выдвинуты основные положения, на базе которых производилось теоретическое исследование:

- следует устранить ведомственный подход к физическому воспитанию, искажающий цель и задачи данного вида деятельности;

- одностроннее формирование физических (двигательных) качеств отрицательно сказывается на совершенствовании личности учащихся;

- необходимо избегать использования научно необоснованных теоретических концепций в области физического воспитания школьников;

- существенное значение для физического воспитания учащихся общеобразовательной школы помимо двигательной подготовленности имеет формирование общей культуры, нравственности и навыков межличностного общения;

- формирование личной физической культуры должно осуществляться в рамках теории деятельностного подхода.

В свете перечисленных положений было сформулировано понятие «личная

Похожие материалы

Информация о работе