Индивидуализация оценивания физической подготовленности девочек на занятиях физической культурой

Страницы работы

Содержание работы

Индивидуализация оценивания физической подготовленности девочек на занятиях физической культурой

М.С. Свиридова, А.Я. Лущаев, г. Волгоград, лицей №8 «Олимпия»

Оценка по физической культуре часто необъективно отражает двигательные возможности детей, и это формирует негативное отношение учащихся к уроку. К сожалению, в настоящее время в школьной программе по физической культуре не предусмотрено дифференцирование оценок физической подготовленности в зависимости от темпов созревания организма учащихся и их антропометрических особенностей (вес, рост, типы телосложения).

А вместе с тем в одном классе есть дети высокие, с большим весом; маленькие ростом и худенькие; высокие и худые. Казалось бы один возраст, но темпы биологического и физического развития у всех разные. И конечно, учащимся с большой длиной и весом тела легче даются метания, но в то же время им значительно сложнее овладеть техникой данного упражнения и показать высокий результат в беге на выносливость. Дети с небольшим ростом и весом тела добиваются достаточно высоких результатов в беге на выносливость, но испытывают большие трудности  при выполнении упражнений по метанию. Школьники с относительно высоким ростом и незначительной массой тела успешнее других выступают в прыжковых видах легкой атлетики. По данным Т.В. Сальниковой и В.Н. Ермолаева, в пубертатный период наиболее ярко проявляется влияние типа телосложения на спортивную результативность.

Под руководством зав. кафедрой  теории и методики физического воспитания Физкультурной академии профессора Кудимова А.А. на базе лицея №8 нами были проведены исследования, в результате которых была разработана методика,    позволяющая учитывать влияние ростовесовых показателей  при оценке физической подготовленности девочек, девушек 9-17 лет в различных видах легкой атлетики.

Нами составлены уравнения множественной регрессии, на основе которых можно прогнозировать результат учащихся различного возраста с учетом их роста, весовых показателей. Уравнение регрессия имеют вид: Y = ax1 + bx2 + c, где y – спортивный результат, а, в, с – коэффициенты; х1 – длина тела, (м); х2 – вес тела, (кг).

Подставив индивидуальные показатели длины и веса тела в разработанные уравнения, получаем возможность определить спортивный результат на оценку «удовлетворительно». Этот показатель принят как базовый. Для выявления результатов на оценку «хорошо» и «отлично» необходимо расчетный показатель умножить на разработанные нами коэффициенты.

Пример: ученица Света (возраст 14 лет, рост 166 см, вест 45кг.) прыгнула в высоту 120 см., а Ирина (14 лет, 141см, 39кг.) - 105 см. Исходя из индивидуальных антропометрических способностей, первая ученица на оценку «отлично» должна прыгнуть 128 см., а вторая – 110см, на оценку «хорошо» соответственно 119 и 102 см., «удовлетворительно» – 106 и 91 см.

Таким образом, по предложенной методике обе ученицы должны получить за прыжок в высоту оценку «хорошо», хотя их результаты в этом виде легкой атлетики заметно отличаются. Оценка Светланы по школьной программе – «отлично», а Ирины – «хорошо». По нашему мнению экспериментальная оценка подготовленности школьниц, с одной стороны, объективней характеризует их двигательные показатели, с другой, обеспечивает более полное раскрытие индивидуальных возможностей детей и обязывает всех занимающихся работать на уроке в полную силу.

Введение индивидуальной оценки подготовленности существенно изменяет отношение детей к контролю подготовленности, стимулирует к активным занятиям физической культурой.

Преимущество данного подхода состоит в том, что достижения одних детей не перечеркивают успех других, и каждый ученик движется к цели по своему маршруту.

Похожие материалы

Информация о работе