одной стороны, целый ряд западных философов и социологов, особенно в 60-е годы, весьма негативно оценивали ее, видя в ней механизм манипулирования массовым сознанием. Эрих Фромм, один из крупнейших европейских философов нашего времени, писал: «Реклама апеллирует не к разуму, а к чувству; как любое гипнотическое внушение, она не старается воздействовать на свои объекты интеллектуально. В такой рекламе есть элемент мечты, воздушного замка, и за счет этого она приносит человеку определенное удовлетворение — точно так же, как и кино, — но в то же время усиливает его ощущение себя незначительным и бессильным» [14].
Не жалует рекламу и весьма известный философ Герберт Маркузе, автор нашумевшей книги «Одномерный человек», выпущенной в 1968 году. «Реклама, писал он, перестает быть просто рекламой — она становится образом жизни. Как следствие возникает модель одномерного мышления и поведения» [15]. По мнению американского экономиста и социолога Джона Гэлбрайта, изложенному им в книге «Общество изобилия», «реклама заставляет человека покупать вещи, которые ему в действительности не нужны». В этих высказываниях немало истины, но они посвящены лишь одной стороне рекламы.
Уинстон Черчилль: «Реклама питает потребительскую силу человека. Она создает потребность в лучшем уровне жизни. Она ставит перед человеком цель — лучший дом, лучшую одежду, лучшее питание для него и его семьи. Она стимулирует усилия индивида и его более высокую производительность. Она сводит воедино в плодотворном союзе такие вещи, которые без нее никогда бы не встретились»[16]. Можно назвать еще многих западных философов, социологов, политиков, тем более крупнейших специалистов, которые наряду с критическим отношением к рекламе свидетельствуют о ее грандиозной роли в становлении определенного образа жизни.
Реклама неизбежно оказывает влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и к окружающему миру. Она показывает нам готовые формы поведения в той или иной ситуации. Детерминирует, что хорошо и что плохо. Одним из предназначений социальной рекламы является воспитание. Эти проблемы у нас пока еще не изучены. Приведу несколько суждений из трудов зарубежных социологов, писателей, историков. Французский писатель, всеми нами любимый Сент-Экзюпери: «С нормальной педагогикой соседствует беспрерывное педагогическое воздействие необыкновенной силы, которое называется рекламой». Канадский социолог Маршалл Маклюэн: «Классная комната не может сравниться с блеском, успехом и престижем образования, которое дает реклама». Английский профессор Лондонского университета Фрэнк Кермоуд[17]: «Изменилась публика. Она воспитывается уже в новом окружении: ее учителя — реклама и телевидение».
Полагаю, что и нам в России стоит серьезно задуматься над сутью этих высказываний. В первую очередь она связана с защитой окружающей среды, защитой детей, помощью инвалидам, престарелым, безработным, посвящена борьбе с алкоголизмом, курением и наркоманией, борьбе с болезнями, прежде всего — со СПИД'ом и т. д.
Ежегодный рынок социальной рекламы в России не превышает и 1% от общего бюджета коммерческой рекламы ($2 млрд.[18]), тогда как в Великобритании, например, государство является крупнейшим рекламодателем, затрачивающим на социальную рекламу около 200 млн фунтов стерлингов в год.
Эксперты уверены - говорить о развитии социальной рекламы как отдельном направлении рекламной отрасли в России вообще рано. Пока рекламный бизнес и власть не договорятся о понятных и прозрачных принципах сотрудничества, не разработают нормативно-правовую базу, рассчитывать на появление качественной социальной рекламы не приходится. Сегодня нужно признать, что социальная реклама существует по остаточному принципу. За счет бюджетных средств она финансируется только в рамках крупных федеральных и отдельных региональных целевых программ. Администрации городов время от времени обращается с просьбой разработать и разместить рекламу ко Дню города, Новому году, Дню Победы. Это основные городские мероприятия. Надо отметить, что к "наружке" в последнее время стали прибегать чаще
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.