Глава 2. Особенности социальной рекламы и её приоритеты
2.1. Особенности социальной рекламы
22 февраля 2006 года Государственной думой в федеральный закон "О рекламе" были внесены изменения в определение термина "социальная реклама". "Социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства»[1].
Цель социальной рекламы состоит в том, чтобы разработать систему мер, направленных на изменение отношений общества к какой-либо проблеме. Например, американская косметическая фирма AVON финансировала полностью рекламные кампании, посвященные исцелению рака груди у женщин и его профилактике. Социальная реклама как важнейший инструмент PR призвана удовлетворять запросы общественности и в этом состоит существенное отличие от торговой рекламы, которая зачастую отвечает лишь интересам рекламодателей. И поэтому социальная реклама близка к PR, которые работают. “Конечно, и товарная реклама может являться частью PR-кампании, поскольку она оказывает влияние на удовлетворение совокупных потребностей в обществе и прямо влияет на формирование взаимоотношений организации с различными слоями общества.”[2] Рекламирование как процесс распространения информации на первых этапах своего развития проводилось через листовки, плакаты, газеты и радио. Но сегодня особенно активно в качестве главного канала используется телевидение.
На телевидении, как правило, используются блиц – ролики и развернутые ролики. Блиц-ролик длится 15-20 секунд. В нем дается, как правило, логотип (торговый знак), название фирмы. В некоторых случаях “чистой” имидж-рекламы адрес и телефон не указываются. Основная задача блиц-ролика – постоянно напоминать о фирме как таковой или о ее товаре. Развернутый ролик длится от 30 секунд и более. В нем, помимо тех сведений, которые приводятся в блиц-ролике, дается описание, характеристики товаров или услуги, условия поставки или предоставления скидок, условия работы.
Социальная реклама способствует распространению общественно-значимых идей, а также формирует положительное отношение общества, потребителей к институту рекламы как к таковому. Особенность коммерческой рекламы, ее отличительная черта состоит в том, что она должна способствовать заключению коммерческих сделок.
Реклама рассматривается в нашем гражданском законодательстве как предложение потребителям делать оферты, если иное прямо не указано в ней, или же, если в рекламе содержатся все существенные условия договора, то она сама рассматривается как оферта (обычно договор возникает в результате осуществления взаимосвязанных односторонних сделок: предложения заключить договор - оферты и принятия предложения - акцепта).
Реклама также является информацией для потребителей, поэтому к ней применяются все правила, касающиеся информации и ответственности за предоставление ненадлежащей информации, закрепленные в РФ "О защите прав потребителей" Социальная эффективность рекламы определяется степенью удовлетворения запросов и нужд потребителей, ее способностью сформировать определенные навыки, потребности, вкусы, повысить общий уровень культуры и т. д.
Основными признаками социальной рекламы как технологии следует считать использование научных знаний для разработки стратегий ее применения, учет специфики социальной ситуации, в которой осуществляется рекламная деятельность, наличие образа актуальной общественно значимой цели, наличие совокупности операций для осуществления деятельности. Социальной рекламе свойственны как имманентные, сущностные характеристики (субъект, объект, функции, целевая аудитория), так и содержательные, динамические (содержание социально значимой проблемы, структура системы ценностей, состав целевой аудитории, технологии разработки рекламного продукта, носители рекламной информации, адекватные условиям) В рамках социологического подхода современную социальную рекламу конца XX – начала XXI века можно классифицировать по следующим основаниям:
· субъект социальной рекламы (реклама деятельности государственных институтов, некоммерческих организаций, социально ориентированных бизнес-организаций);
· объект социальной рекламы – то, что рекламируется (ценности –например, общечеловеческие, культурные, религиозные, патриотические, семейные, индивидуальные и т.д.; социально одобряемые модели поведения – например, здоровый образ жизни, уважение к старшим, соблюдение чистоты и порядка);
· цель социальной рекламы (профилактика, информирование, предложение способов решения проблемы, формирование и закрепление социально одобряемых моделей поведения);
· масштаб деятельности социальной рекламы (глобальный, национальный, региональный, муниципальный);
· концентрация на целевой аудитории (избирательная – адресованная определенной социальной группе и массовая – направленная на широкие слои населения);
· характер воздействия социальной рекламы (рациональная- обращается к разуму представителей целевой аудитории и приводит аргументы; эмоциональная – обращается к их чувствам, эмоциям, переживаниям);
форма социальной рекламы (статья, объявление, лозунг, призыв, заповедь, афоризм и т.д.).
Существуют общемировые тенденции развития социальной рекламы: во-первых, возрастание ее роли в кризисные для общества периоды; во-вторых, своевременное отражение в содержании социальной рекламы актуальных, общественно значимых проблем; в-третьих, соответствие средств апелляции к общественному сознанию конкретным историческим условиям.
Наиболее «узким» местом социальной рекламы как социальной технологии является методика оценки эффективности функционирования социальной рекламы. Эффективность социальной рекламы во многом носит «отложенный»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.