Принципы и методы управления предприятием. Механизация и автоматизация системы управления, страница 4


                     3                                                                                                                           

km


                                              Возмущающие воздействия

Рис.  5.  Принципиальная схема АСУП

Управляющая подсистема – этоаппарат управления, т. е. Совокупность всех органов, осуществляющих передачу и переработку информации, а также принятие решений, обеспечивающих нормальное функционирование предприятия. В управляющей части системы различают такие элементы: средства получения первичной информации, средства передачи и накопления информации, средства переработки информации (ЭВМ), средства связи для выдачи информации и устройства преобразования. Все эти элементы связаны между собой линиями связи и коммуникациями.

В системе управления различают прямую и обратную связи, образующие так называемый контур управления. В контуре управления реализуется процесс управления, который состоит из следующих циклически повторяющихся стадий:

получение подсистемой управления информации о состоянии объекта управления во времени и в пространстве;

преобразование полученной информации и формирование управляющего воздействия;

передача управляющего воздействия или командной информации объекту управления.

Управляющее воздействие направлено на изменение параметров (переменных), характеризующих состояние объекта, определяющих его поведение и чувствительных к воздействию. Переменные, не чувствительные к управляющему воздействию, т. е. неспособные изменяться под влиянием управления, называются неуправляемыми или возмущающими.

В АСУП различают входные' и выходные переменные. Переменные группы А составляют “вход” объекта производства. Для вагоноремонтного завода входные переменные представляют поступающие в ремонт вагоны, материалы, запасные части, энергия, рабочая сила. Кроме того, как “вход” системы рассматриваются, например, данные о техническом состоянии поступающих в ремонт вагонов, о количестве и качестве сырья, о его заготовительной цене, месте заготовки и т.д.

Аналогично составу “входа” объекта рассматривается и состав его “выхода”, обозначенного буквой Б. Выход представляет собой поток производственной продукции (отремонтированные вагоны, запасные части, отходы производства и т.п.) различной номенклатуры с разными объемами выпуска. Информация о состоянии объекта производства характеризуется значениями т выходных переменных.

В АСУН различают управление по отклонениям и управление по возмущениям. При управлении по отклонениям управляющая часть системы получает информацию о значениях выходных параметров, отклонившихся от нормы или вышедших из заданных пределов, и воздействует на объект таким образом, чтобы ликвидировать возникшие отклонения. Возмущения проявляются в отклонениях входных переменных и в появлении на входе неуправляемых переменных, так что среди входных переменных А может быть Ак возмущений. Возмущения неустранимы в рамках данной системы, поэтому при их наличии управляющая подсистема как бы приспосабливается к складывающейся ситуации и стремится компенсировать возмущающие воздействия. Это происходит путем воздействия на входные управляемые переменные таким образом, чтобы комбинация значений всех входных переменных обеспечила наилучшие для имеющихся условий значения выходных переменных.

В системе управления предприятием могут возникать отклонения на “выходе” (например, отклонения параметров качества выпускаемой продукции от требований стандартов). Очевидной задачей управления в этом случае становится определение таких воздействий на технику, технологию производства и на отношение работников к труду, которые позволили бы возможно быстрее добиться выпуска доброкачественной продукции.

Таким образом, процесс автоматизированного управления неразрывно связан с постоянным движением информации (ее сбором, регистрацией, хранением, передачей и переработкой), отражающей состояние производственных, экономических и хозяйственных процессов деятельности предприятия.

АСУ вагоноремонтного завода относится к классу сложных организационно-экономических систем и состоит из определенного числа подсистем. Подсистема – это выделенная по определенному признаку часть системы, которая в свою очередь может быть представлена как самостоятельная система,(она содержит замкнутый контур управления, состоящий из взаимодействующих между собой управляющей части и объекта управления).

Все подсистемы, образующие АСУП, делятся на две группы: функциональные и обеспечивающие.

В состав функциональной группы входят подсистемы: технико-экономического планирования производства, оперативного планирования, конструкторской и технологической подготовки производства, материально-техническое снабжение, бухгалтерский учет; управление финансами; учет кадров и заработная плата; управление качеством; управление основным и вспомогательным производством. В процессе управления в функциональных подсистемах решается большой комплекс задач планирования производственно-хозяйственной деятельности всех подразделений вагоноремонтного предприятия с целью своевременного и эффективного выполнения планов производства.

К обеспечивающим подсистемам относятся информационное обеспечение, математическое обеспечение и комплекс технических средств (техническое обеспечение).

Информационное обеспечение АСУП представляет собой. совокупность разнообразных показателей, документов, различных сведений и данных, отражающих состояние управляемого объекта и внешней среды и необходимых для управления предприятием. Значение информации в управлении производством крайне велико. Если основой управления является выбор оптимального варианта, то необходимым условием такого выбора служит информация.