ПЛАЗМЕННОЕ УПРОЧНЕНИЕ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР.
В 1994 г. в локомотивном депо Златоуст была внедрена плазменная установка для упрочнения (закалки) гребней бандажей колес непосредственно под электровозом. По технологии, разработанной ВНИИЖТом, упрочнение ведется плазменной струей в азоте, которая образуется при горении дуги между вольфрамовым электродом и медным водоохлаждаемым соплом плазмотрона. При этом напряжение к колесу не подводится. Поскольку зона нагрева плазменной струей небольшая (5-10 мм), то упрочнение гребня производится в две дорожки при двух последовательных проходах. Разработанный технологический процесс обеспечивает глубину закаленной дорожки до 2 мм при следующем режиме: сила тока 400 А, напряжение дуги 70-90 В, скорость вращения колесной пары 500-600 мм/мин, расход азота 2,2 мэ/мин (2-2,5 баллона на электровоз ВЛ10). На закалку гребней всех колесных пар электровоза затрачивается 8 ч.
В процессе эксплуатации были предложены следующие усовершенствования технологии плазменного упрочнения. При постоянной скорости вращения колеса регулировка тепловложения осуществляется специально разработанным механизмом осевого перемещения плазмотрона. Одновременно ведется упрочнение обоих бандажей колесной пары. Скорость вращения колес была увеличена с 600 до 1250 мм/мин. Это позволило уменьшить глубину закалки до 1,5 мм и увеличить твердость закаленной дорожки до 800-900 НВ, а также избежать появления трещин.
Было разработано и внедрено устройство для центрирования вольфрамового электрода в сопле плазмотрона, за счет чего повысилась стабильность процесса и увеличилась долговечность сопел. Кроме того, применили электроды с медной оправкой, что позволило практически полностью использовать их вольфрамовую часть (ранее куски электродов длиной менее 45 мм не могли быть использованы). В связи с тем, что медное плазмообразующее сопло имеет ограниченный ресурс работы (2,5 электровоза) и является дорогостоящей деталью, в изношенных плазмообразующих соплах стали использовать сменные графитовые вставки. Одна графитовая вставка обеспечивает закалку трех колес.
Но несмотря на все усовершенствования, процесс упрочнения плазменной струей тем не менее имеет принципиальные недостатки: низкий коэффициент полезного действия (0,1 - 0,5) и нестабильность процесса вследствие высокочастотных и низкочастотных колебаний дуги в сопле плазмотрона, которая увеличивается при износе сопла. Нестабильность процесса приводит, например, к скачкам напряжения с 60 до 100 В, что вызывает мгновенное подплавление гребня бандажа. Изменение размеров плазменной струи при износе сопла, в свою очередь, приводит к различной ширине закаливаемых дорожек на гребне бандажа, а при упрочнении второй дорожки в первой возможно образование трещин.
Все это потребовало изменения технологического процесса. Так, при небольших доработках используемые сегодня плазменные установки УПН-8М были переделаны для упрочнения не струей, а дугой, которая горит непосредственно на гребне бандажа. С этой целью к бандажу посредством графитовых скользящих щеток подводится напряжение. Для того чтобы обеспечить широкое тепловое воздействие на весь гребень концентрированным мощным источником, каким является плазменная дуга, ей придают поперечное колебание с частотой 50 Гц за счет переменного магнитного поля, создаваемого от катушки с сердечником.
К достоинствам использования дуги по сравнению со струей относятся: высокая стабильность процесса без скачков напряжения; одна широкая закаливаемая дорожка вместо двух; незначительный износ плазмообразующих сопел (поскольку дуга горит не на соппо, а на колесо); пониженные требования к шероховатости поверхности. При этом процессе происходит уменьшение плазменной дуги, снижается расход вольфрамовых электродов, азота и уменьшается шум в цехе. Широкая закалка в одну дорожку не приводит к образованию трещин и за счет изменения скорости вращения колеса позволяет регулировать термический цикл и получать любую заданную твердость закаливаемой поверхности. Годовой экономический эффект от снижения затрат на материалы и электроэнергию составляет 12 тыс. руб. Основной экономический эффект состоит в повышении качества упрочнения и увеличении ресурса бандажей за счет снижения числа их обточек.
Процесс упрочнения колеблющейся дугой в азоте позволяет получить закаленный металл на поверхности с более высокими свойствами, в то время как на воздухе происходит выгорание легирующих элементов и углерода. Кроме того, расширяется диапазон режимов упрочнения, в том числе в зимних условиях и при отпуске упрочненного гребня, необходимость в котором возникает при обработке бандажей с ползунами. Уменьшается также и расход катодов с циркониевыми вставками и медных плазмообразующих сопел.
Двухгодичный опыт применения упрочнения плазменной дугой с электромагнитными колебаниями в среде азота показал, что при перекалке, когда закаленный металл имеет повышенную твердость, низкую ударную вязкость и становится хрупким, на поверхности упрочненной дорожки возможно образование сетки наклонных (45°) микротрещин. Такие поверхности изнашиваются быстрее вследствие выкрашивания. По этой же причине повторная закалка гребней с еще неизносившимися упрочненными дорожками может привести к появлению трещин. В этих условиях для обеспечения безопасности необходима полная обточка гребней перед новой наплавкой. При закалке после обточки с оставшимися черновинами с помощью твердомера следует убедиться в отсутствии упрочненного металла в этих местах. Постоянное совершенствование технологии закалки в депо Златоуст позволило снизить износ гребней на 10 тыс.км пробега с 1,5 мм в 1998 г. до 0,5 мм в 1999г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.