ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВЕРДОСПЛАВНЫХ ПЛАСТИН ДЛЯ ОБТОЧКИ КОЛЕС.
Вагонные н локомотивные депо для обточки поверхности катания колесных пар используют твердое плавные пластины круглой формы RPUX 3010MO, 2710МО и RNGX 1212MO. а также пластины призматической формы LMNX и BNMX. Объемы твердого сплава, используемые на эти цели, составляют в среднем 30 тыс. кг в год. Стоимость пластин круглой формы от 2 до 16 долларов СТА за штуку, призматических — от 4 до 24 долларов. При производительности колесотокарного станка 16-20 колес в смену депо использует от 1500 до 3000 твердосплавных пластин в год. В общем объеме затрат это немного, однако • современных условиях и такие суммы изыскивать непросто.
Анализ показал, что имеется три основных источника поступления твердосплавных пластин в депо:
• отечественные комбинаты твердых сплавов и иностранные фирмы;
• региональные предприятия, которые дорабатывают заготовки, приобретенные на комбинатах твердых сплавов;
• региональные коммерческие фирмы и комбинаты твердых сплавов.
В ОмГУПС в течение двух лет проводился анализ качества пластин, поставляемых в два локомотивных и три вагонных депо Омского отделения Западно-Сибирской дороги. Было установлено, что среди производителей твердого сплава наивысшую работоспособность пластин обеспечивают фирмы Мицубиси Карбайд (Япония), Сандвик Коромант (Швеция) и Крупп Видиа (Германия). Работникам депо следует знать, что иностранные фирмы имеют в России свои региональные представительства, которые заинтересованы в заключении долгосрочных договоров на поставку своей продукции. Однако необходимо иметь в виду, что подчас за наличный расчет продают технологический брак или изделия без каких-либо гарантий качества. Конкурентноспособные пластины, но несколько ниже по ресурсу выпускает Московский комбинат твердых сплавов (МКТС). Кировоградский комбинат твердых сплавов (КЗТС) выпускает пластины высокого качества, но стойкость их на 15-20 % ниже, чем у МКТС. Вместе с тем, стоимость пластины в несколько раз ниже, чем у пластин МКТС, что говорит об их более высоких экономических показателях. Пластины из Комсомольска-на-Амуре не обеспечивали стружко-ломание на применяемых в депо режимах резания. Региональные предприятия обеспечивают неплохое качество своих изделий при приемлемых ценах. Региональные коммерческие фирмы предлагают разнообразные пластины по самым разным ценам.
Твердосплавные пластины - это весьма сложные изделия, которые должны быть изготовлены из сырья соответствующего качества и заточены со строго регламентированной геометрией. Брак может получиться как на стадии изготовления заготовки, так и на стадии заточки пластин. При покупке твердосплавных пластин у неизвестных лиц следует иметь в виду, что в случае приобретения бракованных изделий претензии к их качеству предъявлять будет некому. При наличии договора потребителя с поставщиком - производителем пластин с оговоренными гарантиями по качеству вопрос о замене бракованных изделий можно решить весьма оперативно. Следует также знать, что производители пластин весьма заинтересованы в прямых связях с потребителями и предлагают цены более низкие, чем посредники. Причем вопросы качества с ними решить проще, чем с посредником, даже добросовестным.
Перспективы обеспечения предприятий твердосплавными пластинами неразрывно связаны с общей ситуацией на рынке инструментальных материалов. Сейчас имеется два основных платежеспособных потребителя твердого сплава - это железная дорога и сырьевые отрасли (буровой инструмент). Машиностроение - ранее основной потребитель - с 1992 г. практически прекратило закупки этих изделий. Осталось несколько крупных предприятий, в основном автомобилестроительных, которые сохранили объемы производства. В связи с этим цены на твердосплавные изделия в России в данный момент находятся на уровне их себестоимости, в то время как мировые цены на эти изделия в 4-5 раз выше. Тем не менее иностранные фирмы сейчас продают в России свою продукцию по ценам существенно ниже, чем в прейскурантах. Однако такое положение может измениться. Как только машиностроение начнет восстанавливать объемы производства , цены на твердосплавные пластины очень быстро догонят и, возможно, перегонят мировые.
Перспектива превышения внутренних цен над мировыми вполне реальна, так как цена на твердый сплав складывается из цен на сырье, стоимости его переработки и стоимости изготовления пластин. Если стоимость изготовления может увеличиться ненамного, то с сырьем ситуация достаточно сложная. Дело в том, что твердые сплавы - это карбиды вольфрама и других тугоплавких металлов, спеченные с кобальтовой связкой. Природные запасы этих металлов в стране и в мире очень малы (во всяком случае, разведанные). Тем не менее за последние 10 лет основное количество твердосплавного лома из России и стран СНГ было вывезено за границу.
В настоящее время лом твердого сплава у частных лиц и организаций принимается на законных основаниях по цене около двух долларов за килограмм. Пластины из твердого сплава по мировым ценам стоят около 800 долларов за килограмм. Проследить путь от лома до получения окончательного продукта — задача государственная. Поэтому, с нашей точки зрения, необходимо прекратить вывоз лома твердосплавных металлов за границу. В пределах отрасли вопрос может быть решен на уровне дорог. Для организации сбора изношенных пластин и их обломков достаточно решения МПС. Необходим комплекс административных мероприятий с учетом экономической заинтересованности дорог.
В настоящее время, несмотря на сокращение перевозок, объем механической обработки колес не уменьшаете я. Это объясняется увеличением числа колесных пар с изношенными гребнями, внедрением упрочнения поверхности катания колес, большое количество которых имеет термомеханические повреждения, ползуны, выщербины и другие дефекты. В результате увеличивается трудоемкость и снижается производительность при восстановлении профиля катания, увеличивается расход твердосплавных пластин. Поэтому поиск путей повышения ресурса режущего инструмента для обработки колес приобретает особую актуальность.
В условиях депо применять разработки, обеспечивающие повышение ресурса твердосплавных пластин, весьма сложно. Использование индукционного отжига, газопламенного и плазменного нагрева для снижения твердости срезаемого слоя требует значительных материальных и трудовых затрат, решения проблем экологии и охраны труда.
Существенно повысить ресурс многогранных твердосплавных пластин можно переточкой с использованием современных методов повышения стойкости твердого сплава. ОмГУПС в содружестве с ОмГТУ в течение трех лет производил опытную переточку пластин круглой формы RPUX 3010MO и 2710МО, потерявших режущую способность в эксплуатации. За 1998 — 1999 гг. было переточено более 10 тыс. пластин для восьми вагонных и локомотивных депо Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Красноярской дорог. Успешно прошли испытания переточенные пластины RNGX 1212MO на сборных фрезах для станков КЖ-20, которые показали эффективность не ниже, чем у новых. Хорошие результаты показали также пластины призматической формы LMNX и BNMX. Стойкость переточенных пластин и стружколомание было обеспечено на уровне новых. Особенность разработанной технологии для пластин всех форм - это глубокая заточка, которая позволяет восстанавливать от 60 до 90% изношенных пластин.
Существенно сократить расход твердосплавных пластин при обработке колесных пар можно путем использования современных методов упрочнения. Так, в вагонных депо Омска были проведены сравнительные испытания упрочненных пластин; при этом наилучшие результаты показали ионная имплантация и термомеханическая обработка. Опыт работы пассажирского депо ст. Томск показал, что применение пластин, упрочненных ионной имплантацией, позволяет сократить расход твердого сплава в 2 раза (данные получены по результатам эксплуатации пластин в течение двух лет).
Необходимо отметить, что обточка колес производится в режимах, которые приводят к деформации лезвия и режущей части твердосплавных пластин. Поэтому поверхностные методы упрочнения, которые дают хорошие результаты на большинстве машиностроительных предприятий, практически непригодны для обточки колес. Кроме того, упрочнение - это очень сложная операция, которая может привести к нестабильности и даже к понижению стойкости в случае нарушения технологии. Поэтому принимать решение об использовании тех или иных упрочненных пластин можно только после их производственных испытаний. Опыт работы пассажирского депо ст. Томск показывает, что использование пластин, упрочненных ионной имплантацией, позволяет сократить расход твердого сплава в 2 раза (данные получены в результате эксплуатации переточенных пластин в течение двух лет).
Учитывая накопленный опыт эксплуатации восстановления пластин и складывающуюся ситуацию с обеспечением депо твердосплавными пластинами, можно сделать вывод, что в системе МПС целесообразно иметь участки по их сортировке и переточке. Это позволит существенно увеличить ресурс твердосплавных пластин и снизить затраты, так как стоимость заточки многократно ниже приобретения новых изделий. Целесообразно, чтобы эти участки были хозрасчетными.
Разработанная технология позволяет на одном модернизированном станке мод. ЗД642 или ЗМ642 с комплектом специальных приспособлений перетачивать до 100 пластин RPUX 3010МО или 50 пластин LMNX 191940, или 200 пластин RNGX 1212MO в смену. Такая производительность даже превышает потребности предприятий крупного узла в твердосплавных пластинах. Кроме того, эти участки могут производить учет и складирование пластин, не подлежащих переточке, что позволит обеспечить запас ценных металлов в системе МПС.
На основе проведенных исследований авторы предлагают организовать в системе МПС сбор и сохранение твердосплавного лома и его переработку на договорных условиях на комбинатах твердого сплава, а также перейти на конкурсные условия размещения заказа для приобретения многогранных твердосплавных пластин. Существенными резервами сокращения расхода твердосплавных пластин могут быть организация многократной переточки пластин на специализированных участках и повышение их стойкости путем применения современных методов упрочнения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.