Понятие о групповых формах работы. Особенности позиции руководителя. Принципы тренинга личностного роста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тренинг личностного роста.

Цель: дать студентам знания о предмете, его целях и задачах; воспитывать любовь к будущей профессии; учить применять знания на практике.

План:

1.  Понятие о групповых формах работы.

2.  Особенности позиции руководителя.

3.  Принципы тренинга личностного роста.

Вопрос. Сложность современных социальных процессов обострения межличностных отношений, общая нестабильность нашего общества особенно остро сказывается на духовном уровне подрастающего поколения, поднимает проблему трудновоспитуемости на новый уровень.

Трудновоспитуемость – это прямые педагогические издержки следствия недоработки семьи, школы, социума.

Эффективной формой профилактики, коррекции и развития в подростковом, юношеском возрасте являются группы личностного роста. Это возрастно-специфический тренинг, который ориентирован на психологические задачи самоопределения подростков в трех основных средствах: половой (половой идентификации), возрастной (чувство взрослости) и социальной (социальный статус). Групповые формы работы социального педагога весьма разнообразны. Критериями для их различения могут быть как характеристики групп, с которыми он имеет дело, так и характеристики самой его работы.

Групповая психологическая работа - это обобщенное название для нескольких принципиально разных модусов психологической работы с группой. Наиболее рельефно выделяются три таких модуса: групповая психотерапия, групповое психологическое обучение и групповой личностный тренинг (или тренинг личностного роста). Основанием для их объединения является то, что:

1) психолог во всех трех модусах работает с группой, а не с индивидуальным клиентом;

2) психолог использует в работе знания о закономерностях групповой динамики и феномены групповой динамики;

3) многие техники групповой работы могут использоваться во всех трех модусах, т. е. реальная групповая работа всегда является особым пересечением этих трех модусов;

4) некоторые принципы, сформулированные для одной из форм (модусов) работы вполне подходят для описания особенностей других модусов работы;

5) психолог, специализирующийся в одном модусе психологической групповой работы, легко овладевает другими модусами.

Конечно, между ними существуют и серьезные различия.

Цель тренинга личностного роста (как и личностных тренингов вообще) - создать условия для личностного роста участников тренинга.

2 вопрос. Личностный тренинг.

В личностном тренинге (тренинге личностного роста) принцип отбора очевиден: добровольное решение человека. Это не решение нашего врача, не решение нашего начальника, не решение учителя или воспитателя, это всегда наше собственное решение.

Если группа не добровольная, то, например, в тренинге с подростками, она будет буксовать, разваливаться, «обтаивать». Останутся только те, кто примет самостоятельное решение об этом.

Может быть, единственное исключение здесь составляет личностный тренинг для будущих психологов, тренеров и психотерапевтов, который предусмотрен программой их подготовки. Здесь личностный тренинг выглядит просто как плановые занятия, уроки.

Деятельность на тренинге личностного роста организована по принципу: «личность - личность».

Особенности позиции руководителя на личностном тренинге.

Метафора «личность-личность» дает возможность сформулировать первое и главное в позиции тренера в личностном тренинге - он максимально демократичен. Демократичность означает отказ от командования, от оценок, от навязывания и многое другое.

Второе: принципиальная внепрограммность позиции тренера. Программы личностного тренинга как таковой не существует. Есть канва, есть структура, есть типология техник, есть принципы их подключения, но программы нет!

И третье: тренер в личностном тренинге принципиально неисключим из процесса, который он организует. Это значит, что, создавая условия для личностного роста группы, он создает условия для своего личностного роста. Тренер в личностном тренинге - это довольно зрелая и по меньшей мере «проработанная» личность, но никак не личность, завершившая свой личностный рост и не заинтересованная в нем.

Критерии успешности работы на личностном тренинге.

Во-первых, критерий успешности личностного тренинга всегда

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
78 Kb
Скачали:
0