Переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма — все это делает подростка особенно уязвимым, податливым к отрицательным влияниям социума, что способствует росту агрессивных тенденций в подростковой среде, где за последние годы резко увеличилась молодежная преступность.
На протяжении многих веков человечество задавалось вопросами: почему люди действуют агрессивно по отношению друг к другу, какие меры необходимо принять, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение? Этот вопрос рассматривался с различных позиций — сточки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в XX веке эта проблема стала предметом систематического научного исследования. Ученые спорили и спорят относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявления.
Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняется необходимостью самоутверждения. Статистика подростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколько сот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и других правонарушений с очевидным агрессивным подтекстом.
Подростковая агрессия имеет непосредственные корни в самом ближайшем окружении подростка (например, в школе).
Опыт показывает, что наиболее агрессивны те подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания), и те, которые подвергаются суровым наказаниям. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, так как поведение взрослых для них менее значимо.
Как правило, наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивных сверстников, и на этой основе формируются молодежные группы с выраженным асоциальным поведением: однажды отвергнутые, но сильные, они готовы бросить вызов всему обществу.
Агрессивное поведение подростков, как правило, сопровождает слабое развитие социальных и когнитивных навыков; при ликвидации социального и когнитивного разрыва со сверстниками агрессивность поведения снижается.
Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс. Оно определяется влиянием семьи, сверстников, социальных институтов, а также средств массовой информации. Проблема агрессивности особенно хорошо известна родителям, детям которых поставлен диагноз «умственная отсталость».
Успешность деятельности педагога с этой категорией подростков зависит от учета им половозрастных и индивидуальных особенностей учащихся. При борьбе с подростковой агрессивностью основной акцент следует сделать на индивидуальной работе с подростком, параллельно начиная работу с семьей.
Родителей нужно знакомить с основными аспектами проблемы. Их тревоги по поводу поведения ребенка должны получить со стороны педагога грамотную психологическую трактовку. В большинстве случаев с родителями рекомендуется проводить специальные семинары и индивидуальные встречи. Главное — поддерживать с ними постоянный контакт.
При взаимодействии педагога с агрессивным старшеклассником следует:
— принимать его таким, каков он есть;
— расширять его кругозор, включая в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
— предъявляя к подростку требования, учитывать не свои желания, а его возможности, способности;
— максимально сокращать период свободного времяпрепровождения за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: спорт, самообразование, игра на гитаре и др.;
— организовывать деловые, имитационные и ролевые игры, использовать различные формы и методы профилактики на занятиях, такие как анализ и обсуждение проблемных вопросов, сказкотерапия, музыкотерапия, аутогенная тренировка и др.
Агрессия часто возникает, из-за слабости самоконтроля и имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. На этом тоже необходимо остановить внимание ребенка, склонного к агрессии. Объяснить ему, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов, агрессивные люди менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны.
Вокруг каждого ребенка важно создать хороший, эмоционально позитивный психологический климат, и в каждом ребенке нужно видеть личность с ее достоинствами и недостатками, уметь понять, принять и оценить. И если педагоги смогут учесть данный фактор, то это будет способствовать формированию устойчивой личности учащихся.
Предлагаю вниманию педагогов, работающих с агрессивными детьми
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.