Деловая игра "Артель". Создание условий реализации лидерского потенциала подростков

Страницы работы

Содержание работы

Деловаяигра "Артель"

В рамках тематической смены «Молодые лидеры России - 2003» Союза детских организаций Томской области «Чудо» была разработана и проведена деловая игра «Артель», ориентированная на школьников среднего школьного возраста.

Цель: создание условий реализации лидерского потенциала подростков.

Задачи: знакомство участников игры с основами командной деятельности, работы на конкретный результат.

Говоря слово «артель», мы понимаем следующее - это добровольное, (обычно) временное объединение физических лиц для совместного выполнения работ, осуществления трудовой деятельности на коллективных началах. Имущество артели является единой неделимой коллективной собственностью.

Деловая игра «Артель» - это командная игра, в одной команде может быть от 20 до 30 участников плюс 2-3 куратора. В дальнейшем команду мы будем называть - артелью. Игра впервые проводилась в ЦД и СО «Здоровье» (Томская область), в ней принимало участие 12 артелей (количество участников 320 подростков + 30 взрослых).

Завязка игры. Ведущий игры рассказывает легенду о том, что в 20-х годах прошлого века где-то в Сибири пропало несколько вагонов с драгоценностями (золото Колчака). С тех пор сохранилось несколько берестяных грамот, на которых отмечено местонахождение пропавших ценностей.

Все участники игры собираются вместе, им вручаются берестяные грамоты, на которых отмечено примерное месторасположение сокровищ. Артель приступает к поиску сокровищ. Для каждой артели изготавливается своя берестяная грамота, но в ходе поиска драгоценностей не исключается ситуация, когда одна артель по случайности может обнаружить «чужой» клад.

В качестве сокровищ мы использовали цветное стекло (зеленое, белое, коричневое), отшлифованное волнами Черного моря. Всего для игры нам понадобилось около 1000 «стекляшек» разного цвета и разного размера.

Найдя свой клад, артель получала инструкцию (подсказку) своих дальнейших действий. Внутри артели предлагалось провести специализацию, т.е. осуществить разделение труда по направлениям, которые мы будем называть: мастеровые, светлые головы, казначеи, балаганщики. На этом этапе игры можно придумать название артели, при этом можно оговорить, что в названии необходимо использовать фамилию одного из членов артели (в нашем случае это вызвало очень живую дискуссию).

Этот этап игры длится около 30 минут.

В одном месте собираются светлые головы из всех артелей (соответственно балаганщики, казначеи и мастеровые также собираются вместе). Для светлых голов проводиться кругосветка, в ходе которой они учатся заполнять игровые бланки (налоговая декларация, патенты, рис.1). На кругосветку отводиться 40 минут, необходимые для проведения трех игровых станций и переходов между ними.

Для мастеровых организуется три мастер-класса, в ходе прохождения которых участники знакомятся со способами обработки и крепления драгоценных камней, составлением композиций из камней и основами представления коллекций. На проведение мастер-классов отводиться 40 минут, за это время мастеровые могут посетить два класса по своему усмотрению.

Для балаганщиков организуется игра по станциям - «ажиотаж», которая проводиться по следующим правилам: любой из балаганщиков может участвовать в игровых заданиях в порядке живой очереди. Игровые задания лучше подобрать такие, чтобы на их выполнение не потребовалось специальной подготовки со стороны участника, и он может справиться с заданием за 2-3 минуты. На проведение ажиотажа отводиться 40 минут, таким образом каждый участник может выполнить за это время задания 10-12 конкурсов. В качестве примера приведем условия конкурсных заданий:

Кот в мешке. Участнику необходимо вслепую достать из мешка «стекляшки» в определенной последовательности, указанной ему ведущим конкурса (например, две зеленых, одна белая, две зеленых).

Человек-рулетка. На асфальте необходимо нарисовать кольцо (с внешним диаметром 1,5-2 метра). Кольцо следует разделить на сектора. Участник загадывает сектор (делает ставку), затем ему завязывают глаза и раскручивают. Участнику необходимо с завязанными глазами встать на загаданный сектор.

Шифровальщики. Участвуют четыре и более человек. Трем участникам вручается игровые карточки с буквами. Четвертому участнику ведущий показывает ключ к шифру. Всем участникам необходимо объяснить правила шифрования. Обладатель ключа должен объяснить жестами правила шифрования остальным участникам. Например, участникам вручаются карточки с буквами: «О», «Л», «3» и ключ (карточка с надписью «А минус три»). Надпись на ключе означает, что для прочтения послания необходимо все буквы на карточках заменить на буквы, стоящие в алфавите на три позиции ближе к началу.

Для казначеев проводиться игровое занятие продолжительностью 40 минут, в ходе которого все участники разбиваются на микрогруппы (5-9 человек) и учатся договариваться между собой и работать на результат. Первую разбивку на группы можно провести следующим образом: все казначеи, двигаясь в хаотическом порядке приглашают друг друга на свой день рождения. По истечению отведенного времени (1-2 минуты) подводятся итоги - формируются микрогруппы вокруг людей, которые были приглашены в гости наибольшее число раз. В качестве следующего задания (уже для микрогруппы) можно использовать «конкурс пекарей» (микрогруппе нужно за 1 минут из спичек и коробка выложить на столе торт со свечами). В ходе командных заданий в микрогрупее (например, приведенный выше «конкурс пекарей») будут выделяться лидеры, которых ведущий приглашает на сцену. Все последующие конкурсы проводятся для лидеров, остальная масса участников голосует за понравившегося лидера. По ходу голосования лидеры, набравшие наименьшее количество голосов, возвращаются в зал.

Похожие материалы

Информация о работе