Деловая игра "Артель". Создание условий реализации лидерского потенциала подростков, страница 2

В ходе проведения образовательной части игры участники знакомятся с ее правилами и учатся взаимодействовать друг с другом. Лучшие представители в каждой из групп награждаются драгоценными камнями, которые в игре выполняют роль поощрения и заменяют собой игровые деньги.

После завершения образовательной части игры артели собираются вместе, и происходит обмен информацией между членами артели. Светлые головы приносят игровые бумаги (рис.1), которые необходимо сообща заполнить; балаганщики приносят драгоценные камни, заработанные ими в ходе проведения «ажиотажа»; казначеи приносят измерительный прибор (рис.2), с помощью которого определяется стоимость драгоценных камней и, наконец, мастеровые рассказывают о том, что драгоценные камни «засверкают в полную силу», если из них сделать ювелирное изделие.

На обмен мнениями и информацией отводится один час. Параллельно с этим необходимо придумать ювелирное изделие и способ его презентации.

Драгоценные камни имеют разный цвет и размер (цветное стекло), можно предусмотреть соответственно и различную стоимость камней. Для определения рыночной стоимости камней мы использовали измерительный прибор (рис.2). Если камень проходит в маленькое отверстие, то будем считать его маленьким, если он проходит только в большое отверстие, то соответственно будем считать его большим. В нашем случае больших камней оказалось около 50 штук, и участникам игры было предложение придумать большим камням собственные имена и легенды.

Из общего числа камней самыми распространенными оказались белые (поэтому изначально они были самыми дешевыми), а темные камни (коричневое стекло) – стали самыми дорогими, т.к. они редко встречались. Кроме этого в игре можно ввести различную стоимость в зависимости от размера. Мы определили следующие правила:

размер цвет

Маленький

Средний

Большой

Белый

1

2

3

Зеленый

2

4

6

Коричневый

3

6

9

Таким образом, маленький белый камень оценивается в одну единицу, а, например, средний зеленый камень в четыре, соответственно, чтобы обменять средний зеленый камень понадобиться четыре маленьких белых камня или два средних белых.

Торговые площадки. После обмена информацией, подведения итогов и заполнения необходимых игровых бумаг в артелях - участникам было предложено испытать свои силы на торговых площадках. Игровая деятельность артелей на торговых площадках осуществлялась по следующим правилам: формируются игровые команды (от 1 до 4 человек). Команды могут принимать участие в игровой деятельности на любой площадке, на работу которой отводиться 20 минут. За отведенное время команде необходимо найти спарринг-партнера и провести с ним игру. Победитель пары забирает игровое поле. По истечению игрового время все артели собираются вместе и подводят итоги игровой деятельности. На подведение итогов отводиться 10 минут. Организацию и контроль за правилами осуществляют кураторы игровых площадок.

В качестве заданий на торговых площадках можно использовать как логические игры (например, крестики-нулики, феодалы, лабиринт), так и подвижные командные игры (например, эстафеты).

Во время подведения итогов артели необходимо осуществить голосование. В качестве голоса необходимо использовать игровые поля, заработанные в ходе проведения торговых площадок. Голоса можно отдавать за белые, темные или зеленые минералы. После подведения итогов голосования рыночная стоимость камней может измениться, например, до начала голосования самыми дорогими камнями были темные, но т.к. они очень редкие, за них никто не стал голосовать, а наибольшее количество голосов набрали зеленые камни, которые и становятся самыми дорогими. После проведения голосования определяется рыночная стоимость камней, находящихся в наличии у артели. Работу торговых площадок и проведение голосования можно повторить несколько раз.

В правилах проведения торговых площадок можно предусмотреть следующее: для участия в игровой деятельности артели необходимо получить игровые поля, которые можно обменять на патент (рис.1а), например, 1 патент =10 игровых полей, либо выкупить игровые поля, например, 1 поле = 1 маленький белый камень.

По истечению работы торговых площадок артели собираются вместе и изготавливают костюм (или ювелирное изделие) с использованием драгоценных камней для показа. Готовое ювелирное изделие оценивает жюри как по красоте исполнения, так и по стоимости камней, потребовавшихся на изготовление.

Выводы. По итогам проведения деловой игры участники отмечали, что отказ от равных стартовых возможностей оказал положительное влияние на интерес к игре (в правилах не исключалась возможность ненахождения «клада»). Предоставление участникам права выбора игрового пространства (например, творчество для мастеровых, игра для балаганщиков, умственна работа для светлых голов) позволила провести специализацию игровой деятельности участников и раскрыть новые грани талантов подростков.

Чередование процесса игры (например, торговые площадки) и принятие решений (например, голосование) улучшает общую дисциплину участников, подталкивает их к мобилизации и самоорганизации, учит выслушивать мнение оппонента, работать в команде.

Надпись: Патент № ______
Настоящий патент удостоверяет о том, что артель имени ____________________
(название)
Действительно изобрела способ крепления драгоценных камней, который заключается в следующем: ___________________________________
(краткое описание)
______________________________________________________________________
Схематичное представление изобретения (рисунок):
Надпись: Налоговая декларация
артели имени ___________________
(название)
за время, отведенное на поиски драгоценных камней нами было добыто
белых камней ___ штук, из них
малых ____ штук,
средних ____ штук,
больших ____ штук,
зеленых камней ______, из них
малых ____ штук,
средних ____ штук,
больших____ штук,
темных камней ______, из них
малых ____ штук,
средних ____ штук,
больших ____штук,
рыночная стоимость которых составляет _______ единиц.

Голова артели __________________
(подпись)
Казначей артели _________________
(подпись)

а)  б)

рис.1. Игровые бумаги. а) налоговая декларация, б) патент на изобретение

рис. 2. Измерительный прибор стоимости драгоценных камней

Журнал «Учитель». – 2004. № 1.-С.41-44.