Шаги навстречу (коррекционная работа с агрессивными подростками)

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Программа работы с группой

(для классных руководителей)

Шаги навстречу

коррекционная работа с агрессивными подростками

Жизнь в пруду скучна у Жабы.

Запустить туда Ужа бы...

Рената Муха

Пояснительная записка.

Коррекционная работа с агрессией включает в себя прежде всего различные программы и тренинги модификации поведения. Часто, анализируя динамику в процессе коррекционной работы, школьный психолог, социальный педагог не понимают, почему ничего не меняется или меняется ситуативно, почему разработанные специалистами программы не дают ожидаемого результата или вообще не работают.

Специфика этой категории детей и подростков заключается в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной депривации и фрустрации; высоким уровнем тревоги и страхов (среди них - страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.); высоким уровнем агрессии (аутоагрессии); сильными чувствами вины и обиды. Отсюда - неадекватная самооценка (либо заниженная, либо завышенная), негативное самоотношение, рассогласованность образов «Я». Без снятия острого эмоционального состояния, преодоления фрустрированности, без реабилитации «Я» невозможно провести коррекцию поведения.

Программе предусматривает работу по нескольким направлениям:

I. Гармонизация эмоциональной сферы подростков;

II. Реабилитация «Я»;

III. Переориентация поведения:

а) работа с родителями;

б) диагностический минимум.

Описание направлений работы

Первыйшаг-гармонизация эмоциональнойсферыподростков. Проводится классным руководителем и студентами группы.

Реализовать этот шаг можно через организацию различных мероприятий, где подросток получит положительный эмоциональный опыт.

Какие это могут быть мероприятия? Во-первых, психологические акции, в ходе которых у эмоционально депривированного подростка появляются новые друзья, новые интересы, новые возможности.

Например:

•  Общеколледжные (или между группами 10а и 10б, или между группами первого курса) мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр., в которых эти подростки могли бы себя проявить и получить эмоциональное подкрепление.

•  «Доска знакомства» или «Наши открытия». В каждой группе организуется доска, на которой размещается информация о студенте (фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания одногрупникам, описание его предпочтений). Информация должна носить эмоционально положительный характер. Там может быть место для отзывов-однокурсников и преподавателей. Через «Доску знакомства» «проходят» все студенты группы.

•  «День звезды», «День имени». Каждый день какой-либо студент (или несколько, в соответствии с именем) становится звездой дня (можно это как-то символически обозначать). В этот день все должны брать у него интервью, автографы, восхищаться им, хвалить и т.п.

•  Организация «Выставки достижений», когда каждый депривированный подросток включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в группе (колледже) организуется выставка его достижений.

•  Организация психологических игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.

Подобные мероприятия позволяют подростку почувствовать себя интересным, нужным, достойным, любимым. Это все - укрепление эмоционального ресурса.

Второйшаг-реабилитация«Я». Проводится педагогом-психологом.

Этот шаг реализуется педагогом-психологом через различные мероприятия, позволяющие актуализировать образы «Я», переориентировать их, развить самоинтерес, идентифицироваться с положительными образами, сформировать адекватную самооценку и пр.

Мероприятия:

•  В первую очередь - организация клубов или студий (открытая форма), в работе которых будут участвовать разные студенты. Психологический клуб (студия, театр или что-то еще) работает в тематически ориентированном формате, и его цель - позитивизация «Я». Каждая встреча посвящена какой-то теме (темы могут предлагать студенты, или психолог продумывает темы на год), которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: «Имя», «Прошлое, Настоящее, Будущее», «Достижения», «Мечты и желания» и др.

•  Большие психологические игры.

•  Индивидуальные коррекционные занятия.

•  Поиск и подготовка медиаторов из числа студентов или преподавателей, воспитателей, помогающих и поддерживающих позитивный образ «Я» в урочное и внеурочное время.

Это все - укрепление личностного ресурса и позитивизация образа «Я».

И только при прохождении подростком первых двух шагов, при наличии эмоционального и личностного ресурса можно делать третий шаг.

Третийшаг-переориентацияповедения. Проводится педагогом-психологом.

Вот здесь уже будут уместны различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения.

Вообще работа педагога-психолога с подростками, имеющими эмоционально поведенческие нарушения, напоминает деятельность «Фабрики звезд». Главная цель - вырастить подростков эмоционально и личностно, «зажечь потухшие сердца».

Понятно, что подобная работа организуется во взаимодействии и при разделении ответственности с педагогами, социальным педагогом и администрацией.

Работасродителями

Параллельно необходимо организовать работу с родителями. Школьный психолог принимает решение, будет ли он работать с семьей сам или направит ее к семейному психологу. В любом случае предложенные три шага распространяются и на работу с родителями. Принцип здесь тот же: сначала решение эмоциональных проблем, затем личностных и только потом переориентация родительского поведения.

В ситуации, когда психолог проводит с родителями агрессивных подростков тренинг «Переориентация родительского поведения», не проработав эмоциональные и личностные проблемы, многие родители уносят советы с собой, но не меняют стиль взаимодействия с ребенком. К сожалению, просто лекция о том, почему ребенок агрессивный, не помогает. Проблемы возвращаются снова.

Диагностическийминимум

В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум, позволяющий определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону развития. При работе с агрессивными подростками таким минимумом будет:

•  Опросник Басса-Дарки (агрессивность);

•  Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность);

•  Фрустрационный вербальный тест (Л.Н. Собчик) (фрустрация);

•  Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерса, Р. Даймонда) (образ «Я»).

Кроме этого, любые продукты деятельности подростка: истории, рисунки, фотографии, скульптуры и пр. станут источниками информации о нем.

На начальных этапах показаны индивидуальные формы работы (2-3 занятия). Затем подростка необходимо включать в группу. Групповая форма занятий является для него естественной, и такая работа будет более эффективной.

Хочу предложить психологические игры, которые вы сможете включать в свою пошаговую программу, двигаясь навстречу агрессивному подростку.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Тотемное животное

Цель: актуализация внутренних ресурсов и развитие самоинтереса.

Необходимыематериалы:бумага, изобразительные средства, ножницы, клей, журналы, цветная бумага, музыкальные инструменты, магнитофон, различные композиции и записи звуков животных.

Ход работы

1. Путешествие. Ведущий рассказывает подросткам о том, в каких странах было принято поклоняться животным и почему, что такое тотемное животное, какую роль оно играло в жизни древнего человека. Затем предлагает занять удобную позицию, расслабиться, представить свое тотемное животное и вместе с ним совершить небольшое путешествие - пробежаться, проплыть, пролететь. В качестве фона релаксации используются записи звуков природы. Время путешествия - 3-5 минут.

2. Создание. Психолог предлагает подросткам, используя арт-материалы, создать маску (костюм) своего тотемного животного.

3. Проигрывание. Каждый участник должен невербально представить свое тотемное животное. Для этого он надевает маску и совершает ритуальный танец. По желанию можно использовать музыкальные инструменты или музыкальные композиции.

4. Диалоги. Группа делится на пары, и внутри между двумя тотемными животными происходит диалог. Участники должны рассказать друг другу о себе в роли животного, о своих качествах, особенностях, возможностях, ресурсах.

5. Обсуждение

-  Обратите внимание, каких тотемных животных в группе больше всего? Как вам кажется, почему?

-  Какими качествами вы наделяли своих животных?

-  Какими способностями, не свойственными вам, обладает ваше животное?

-  Что необходимо делать, чтобы развить эти способности у себя?

-  Чем вам помогло ваше тотемное животное? В каких ситуациях вы бы обратились к нему?

Эмоциональные этюды

Цель: содействие отреагированию разных эмоциональных состояний.

Необходимыематериалы:фотографии или рисунки разных эмоций, магнитофон, различные музыкальные композиции (желательно отражающие различные эмоциональные состояния).

Ходработы

1. Ведущийрассказываетобэмоциональноммире человека: что есть эмоции, для чего они человеку, как проявляются и др. В качестве иллюстраций можно использовать фотографии,  рисунки или мультимедийные сюжеты, отражающие многообразие эмоционального мира людей. Чтобы увеличить спектр эмоций для отреагирования, необходимо написать на доске список либо развесить фотографии (рисунки) таким образом, чтобы подростки могли их хорошо видеть.

2. Группаделитсянапары. Каждый из участников с помощью пластики и мимики показывает другому какую-то эмоцию. Партнер должен ее угадать. Повторяться нельзя (проигрываемые в паре эмоции должны быть разные).

3. Участникиобразуюткруг. Ведущий предлагает им музыкальные фрагменты, отражающие различные эмоциональные состояния. Каждый фрагмент длится 3 минуты. Задача подростков - узнать эмоцию и с помощью мимики или пластического этюда показать ее. Здесь допускается как групповая, так и индивидуальная работа. Поощряйте спонтанность.

Если возникают сложности с угадыванием эмоций или с проявлением спонтанности, помогите ребятам. Немного выждав, покажите фотографию человека, испытывающего эту эмоцию (ее же отражает звучащий музыкальный фрагмент), и предложите подросткам мимически или пластически ее «отзеркалить», выразить, прожить.

4. Обсуждение

-  Какие эмоции вы переживаете чаще других? Какие редко?

-  Что такое эмоциональный опыт?

-  Влияет ли эмоциональный опыт человека на его жизнь?

-  Можно ли изменить жизнь человека, изменив его эмоциональный опыт?

-  Какие эмоции нас чаще всего окружают (дома, в школе, на улице)?

-  Как обогатить свой эмоциональный мир? Что для этого необходимо сделать?

Мое состояние

Цель: актуализация, проживание и трансформация различных эмоциональных состояний.

Необходимыематериалы:магнитофон, музыкальные композиции, отражающие различные эмоциональные состояния, музыкальные инструменты.

Ходработы

1. Группаделитсянамикрогруппы (4-6 человек). Внутри микрогруппы каждый из участников проговаривает, какое из своих состояний он хотел бы прожить-(проиграть, показать). Задача участников: используя музыку (музыкальные инструменты), пластику и мимику, как можно полнее раскрыть заданное состояние. Тот, чье состояние показывают, выступает в качестве зрителя. По очереди в микрогруппах проживаются состояния всех участников.

В этой игре важно так организовать пространство, чтобы подгруппы не мешали друг другу. Если вы работаете с небольшой группой подростков, то делить их на подгруппы необязательно.

2. Обсуждение

-  Каких состояний было проиграно больше всего?

-  Как выглядит ваше состояние со стороны?

-  Что из вашего состояния группа не показала, не смогла выразить?

-  Как вам кажется, что могло бы повлиять на ваше состояние, изменить его?

-  Какие из состояний человека легче выражать через пластику и мимику, а какие сложнее? Почему?

3. Эксперимент. Ведущий предлагает провести следующий эксперимент.

Ведущий. Сейчас мы все вместе вспомним чье-нибудь состояние. Кто хотел бы еще раз прожить свое состояние?

Один из подростков еще раз рассказывает о своем состоянии. Вся группа (или желающие) его показывает. Затем ведущий предлагает подростку-зрителю принять участие в пластикодраме своего состояния.

Ведущий. Сейчас ты можешь сделать что-то, чтобы изменить свое состояние. Ты можешь взаимодействовать с ним, менять музыку, вводить новых персонажей из группы, делать что-то еще.

Эксперимент при наличии небольшого количества участников проводится со всеми. При наличии большой группы - на ваше усмотрение или по желанию (там, где это действительно нужно, где были негативные состояния). После того как эксперимент закончен, состояние изменено или дополнено, снова проводится обсуждение.

4. Обсуждение

-  Как изменилось состояние?

-  Что вы делали, чтобы его изменить?

-  Если ваши действия по изменению состояния перевести в реальную жизнь, что это за шаги? Что необходимо сделать, чтобы изменить состояние постоянной тревоги (злости, агрессии, страха и пр.)?

Осел и Насреддин

Цель: актуализация и проживание упрямства

Необходимыематериалы:магнитофон, восточная музыка для фона.

Ходработы

1. Ведущий. Еще Насреддин говорил: «Можно подвести осла к ручью, но ни один шайтан не заставит его напиться!» Иногда мы становимся упрямыми, упираемся, нас сложно сдвинуть с выбранной позиции. Иногда мы сталкиваемся с «ослиной» позицией других и не знаем, что же сделать, чтобы сдвинуть человека с мертвой точки. Предлагаю поиграть с этим-состоянием.

Группа делится на пары. По очереди каждый в паре будет то Ослом, то Насреддином. Задача Осла - упираться и не двигаться с места. Задача Насреддина - сдвинуть Осла. Подростки становятся напротив друг друга. Осел, расставив ноги, упирается, заняв удобную позицию (можно это делать и на корточках), Насреддин всеми возможными способами должен его сдвинуть. По сигналу ведущего, роли в паре меняются.

2. Монологи. Подростки в паре договариваются, кто Осел, кто Насреддин. Затем каждый, исходя из своей роли, должен произнести монолог. Содержание монолога каждый определяет сам. Что хотелось бы сказать Ослу, которого пытаются сдвинуть с места? Что хотелось бы сказать Насреддину, затратившему столько сил на упрямого Осла?

3. Диалоги (на этом этапе ролями можно поменяться). Между Ослом и Насреддином должен состояться диалог. В процессе этого диалога Осел и Насреддин должны договориться: что может помочь или заставить Осла сделать шаг, то есть что должен делать Насреддин, чтобы справиться с упрямством, снизить страх движения.

4. Обсуждение

-  В каких ситуациях вы проявляете упрямство?

-  Что чувствует Осел по отношению к Насреддину?

-  А Насреддин по отношению к Ослу?

-  Какие шаги необходимо сделать, чтобы сдвинуться с мертвой точки, уйти с «ослиной» позиции?

-  В каких случаях и при каких обстоятельствах человек ни за что не изменит свою позицию?

ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ

Уже из названия данного вида игр понятно, что подростки отправятся в путешествие. Оно может носить индивидуальный или групповой характер, в зависимости от группы и целей.

Путешествие предполагает наличие героя (подросток) и цели (зачем иду? для чего?). Путешествовать можно по колледжу, по кабинетам или по улице. Работая в лагере, вы сможете организовать подобные игры-путешествия на природе.

Злой-добрый мир

Цель: позитивизация образа «Я».

Необходимыематериалы:бумага, фломастеры или карандаши, ножницы.

Ходработы

1. Ведущийрассказываетодвойственностимира, о том, что в мире есть доброго и злого (можно спросить

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
242 Kb
Скачали:
0