Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики
Основные понятия: специальная психология, дефектология, сурдопсихология, тифлопсихология, логопсихология.
Основные знания: значение специальной психологии для практической работы; предмет, задачи специальной психологии; связь с другими науками; основные отрасли специальной психологии.
Состояние здоровья детей и готовность педагогических работников к коррекционно-образовательной деятельности.
Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики.
Дефектология, как родоначальник специальной психологии. История становления данной науки.
Предмет и задачи специальной психологии.
Основные направления (разделы) специальной психологии.
Тема 1.2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
Основные понятия:
статистическая норма, функциональная норма, идеальная норма; факторы психического развития; соматический фактор; социальные факторы; индекс повреждения головного мозга.
Основные знания: представления о нормальном и отклоняющемся развитии; факторы психического развития; механизмы генетических влияний; соматический фактор; индекс повреждения головного мозга; социальные факторы
Понятие статистическая норма, как уровень психосоциального развития человека, соответствующий средним качественным и количественным показателям.
Характеристика функциональной и идеальной нормы.
Факторы психического развития человека. Условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М.Дульневым и А.Р.Лурия.
Взаимосвязь естественного и культурного развития (концепция Л.С.Выготского).
Понятие патогенных факторов, их классификация.
Механизмы генетических влияний.
Соматический фактор, его характеристика. Основные признаки невропатии (по А.А.Захарову).
Индекс повреждения головного мозга.
Социальные факторы риска возникновения недостатков в психическом и личностно-социальном развитии.
Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития ребенка.
Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития.
Тема 1.3. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)
Основные понятия:
дизонтогения; первичные, вторичные нарушения развития;
Основные знания:
виды отклоняющегося развития (дизонтогении); возрастная обусловленность дизонтогений.
Основные умения: выделять частные и общие нарушения в развитии.
Дизонтогения как обозначение различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающее в детском возрасте.
Возрастная обусловленность дизонтогений.
Уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия.
Этиология нарушений. Интенсивность и распространенность патологического процесса.
Степень нарушения межфункциональных связей (в частности, межполушарных) и иерархических координаций.
Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации (концепция Л.С.Выготского).
Основные виды психического дизонтогенеза.
Семинарское занятие «Частные и общие нарушения в развитии».
Самостоятельная работа студента: Н.Ю.Максимова «Курс лекций по детской патопсихологии».
Тема 1.4. Общие закономерности отклоняющегося развития
Основные понятия: отклоняющееся развитие, абнормальность.
Основные знания: общие закономерности отклоняющегося развития, нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации, нарушение речевого опосредования.
Основные умения: ориентироваться в схеме исследования больных с нарушением психической деятельности.
Концепция Л.С.Выготского об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития.
Уровни закономерностей отклоняющегося развития.
Нарушение письма, переработки, сохранения и использования информации.
Нарушение речевого опосредования. Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности.
Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
Практическая работа «Знакомство со схемой обследования больных с нарушением психической деятельности».
Раздел II. Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации
Глава 1. Психология умственно отсталого ребенка
Тема 2.1.1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей
Основные понятия: умственная отсталость, деменция, дебильность, имбецильность, идиотия.
Основные знания: предмет и задачи психологии умственно отсталых детей; исторический экскурс; причины умственной отсталости; классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.
Психология умственной отсталости как одно из направлений специальной психологии. Задачи данного направления.
Исторический экскурс.
Причины умственной отсталости, ее характеристика.
Деменция как умственная отсталость возникающая в более старшем возрасте.
Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому признаку:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.