Рабочая программа дисциплины «Основы специальной педагогики и специальной психологии» для специальности «Дошкольное образование»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

сотрудничать со специалистами по проблемам психологического развития;

-  осуществлять взаимодействие с родителями в целях решения наиболее эффективного сопровождения проблемного ребенка.

Тема 3.1. Необходимость своевременного выявления отклонений в развитии ребенка

Необходимость создания системы ранней комплексной  помощи детям  в целях предупреждения появления дальнейших отклонений в развитии. Разработка единой стратегии и тактики специальной  помощи детям – задача современного специального образования.

Необходимость контроля за состоянием психического и физического здоровья детей с эмбрионального возраста. Скрининговое обследование детей первого года жизни на выявление факторов риска в развитии ребенка. Дифференциальная диагностика в целях выявления отклонений, уточнения структуры дефекта, определение возможностей медицинского воздействия и психолого-педагогической помощи в развитии ребенка. Формы помощи детям: консультативно-диагностическая; коррекционно-педагогическая; психологическая; реабилитационная.

Подготовка кадров и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и ранней коррекционной работы с детьми.

Роль, место и функции родителей, педагогов, воспитателей, специалистов в многоуровневой системе диагностирования ребенка.

Практическое занятие

«Характеристика показателей нормального психического развития

ребенка  раннего возраста»

Самостоятельная работа

Н.А. Ноткина «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста»

Тема 3.2. Диагностика психического развития ребенка

Пути повышения  психологической культуры и компетентности педагога. Принципы изучения психики ребенка и детской группы: генетический  подход к изучению психики ребенка; детерминизация, причинная  обусловленность  тех или иных изменений факторами внешнего и внутреннего порядка; единство изучения личности и общения, связей ребенка с окружающими людьми; единство сознания и деятельности (изучения мнений о ребенке специалистов, родителей и др. взрослых); не нанесения ущерба испытуемому;  единство диагностики и коррекции развития психики; беспристрастность при изучении ребенка, детского коллектива; принцип сотрудничества (педагог, психолог, родители, коллеги).

Методы: наблюдение, экспериментальные методы, беседа, опрос, изучение продуктов деятельности,  тестирование, социометрические методы и др. Адекватность выбора методов поставленной цели диагностики. Интерпретация результатов изучения педагогом психического развития ребенка.

Программа изучения личности ребенка. Этапы программы. Изучение основных особенностей развития ребенка и методы работы: самопознание и самооценка; формирование психического образа «Я»; мотивов поведения и потребностей ребенка; эмоционально-волевой сферы; половой идентификации; детского творчества и одаренности; складывания внутренней позиции и готовности к новым видам деятельности.

Диагностика уровня развития сенсорных процессов, памяти, речи, мышления, сформированности учебных мотивов. Типичные причины трудностей познавательной деятельности. Направления педагогической работы по развитию познавательной деятельности: расширение сферы познавательного общения ребенка, стимулирование его активности в различных видах деятельности.

Изучение готовности ребенка к школьному обучению. Оценка объективных данных состояния здоровья, социальной зрелости, психолого-педагогической готовности к обучению. Методы изучения готовности к школьному обучению.

Изучение межличностных отношений и общения в группе детей дошкольного образовательного учреждения. Взаимоотношения ребенка с педагогами, сотрудниками. Влияние взрослых на развитие личности ребенка.

Изучение семейной микросреды ребенка. Семья как важный фактор психического развития. Диагностика семейной микросреды ребенка.

Практическое занятие

«Анализ программы психического диагностирования детей,

имеющих проблемы в развитии»

Самостоятельная работа

Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько «Диагностика и коррекция психического развития дошкольников»

Практическое занятие

«Характеристика принципов изучения ребенка и детской группы»

Самостоятельная работа

Л.В. Яссман, В.Н. Данюков «Основы детской психопатологии»

Практическое занятие

«Разработка анкет, опросников, тестов по проблемам диагностики семейного воспитания проблемного ребенка»

Раздел 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ПРИЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ

В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные понятия:

-  адаптация;

-  игровая терапия;

-   арттерапия;

-  куклотерапия;

-  педагогическая оценка поведения ребенка.

Основные знания:

-  особенности педагогической работы в адаптационный  период;

-  этапы осуществления педагогической оценки ребенка;

-  условия, приемы и особенности педагогической работы с детьми в разных

Похожие материалы

Информация о работе