Воровство у детей и подростков.
Различение острого и хронического воровства.
Воровство – это отклонение в развитии морально-личностной сферы, поэтому устойчивое воровство указывает на отклонения в развитии личности.
Работая с ребенком, склонным к воровству необходимо разобрать: цели; мотивы; причины воровства.
Мотивы воровства делятся:
■ Сделать благо себе.
■ Посредством украденного сделать приятное другим, и эти заслужить их внимание.
■ Воровство за компанию, что соответствует групповым нормам.
Мотив «Сделать благо себе» проявляется через:
1. импровизацию, импульсивные побуждения, которые проявляются в момент, когда:
а) ребенок видит чужую вещь, которая ему нравится или привлекает внимание;
б) находится один с желаемым предметом.
2. более или менее длительное формирование желания взять чужую вещь. В этой ситуации формируется определенный план. Желание переходит в побуждение под влиянием благоприятных условий (не быть схваченным за руку).
3. побуждение отомстить конкретному человеку или всем сразу. Это побуждение связано с тем, что ребенок понимает негативный социальный фактор своего поступка, но в основе лежит чувство обиды.
Мотив «Благо другим» проявляется через:
1. побуждение приобрести вещь значимую для другого, тем самым приблизиться к нему. Ребенок не знает, что поступает плохо;
2. украсть, чтобы заплатить за дружбу, чтобы завоевать внимание.
Личные факторы, побуждающие ребенка к воровству:
1. Личностные позиции могут быть не осознаны ребенком. «Мне не купят эту вещь, поэтому я возьму ее сам».
2. Чувство одиночества, обиды, отсутствие «силы Я», ответственности, самодостаточности.
3. Неумение открыто выражать желания, добиваться цели, застенчивость, страх в ситуации просьбы, неумение обозначить родителям, что эта вещь нужна. Этому способствует серия отказов со стороны родителей, поэтому не формируется уверенность в себе.
4. отсутствие навыков произвольного и ролевого поведения.
5. Неумение выходить из фрустрирующей ситуации.
6. Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий. Дети не знают, что воровать нельзя.
7. Неумение откладывать собственные желания на потом, невозможность проявить терпение в ситуации препятствия (нет денег). Ребенок чаще всего существует в ситуации «здесь и сейчас» и думает, что если я ее не получу сейчас, то не получу никогда.
8. Факты открытого воровства «Я такой и мне все равно».
9. У ребенка в дошкольном возрасте не развита рефлексия, поэтому нормальный ребенок способен взять любую понравившуюся вещь.
10. В подростковом возрасте появляются новые более сложные мотивы воровства, в частности они включают «отвержение», «обвинение».
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
СКЛОННОГО К ВОРОВСТВУ
Воровство, совершенное один раз еще не указывает на наличие склонности. Если многократно – то идет анализ ситуации и особенности личности ребенка или подростка.
Устойчивое поведение человека обычно связывают с устойчивыми характеристиками личности. Однако, для конкретного поведения сложно найти конкретную черту, или характеристику личности и однозначно, можно объяснить поведение проявлением этой характеристики.
Если воровство совершается многократно, то можно говорить о готовности к воровству. Воровство для него – устойчивый способ поведения. Но такая готовность может и отсутствовать, т.е. у ребенка может не быть склонности к воровству, но в некоторых ситуациях качество его личности проявляется в присвоении чужих вещей.
Вопрос. Имеются ли особые воровские качества, или такие, которые в связи с ситуацией приводят к появлению стремления присвоить чужую вещь?
Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, т.к. поведение может определяться какой-либо чертой личности, но в других случаях решение может сформироваться по ходу развития ситуации.
Те качества, которые были обнаружены у детей, склонных к воровству, проявляются и у нормальных детей. Поэтому из характеристики педагогов, родитель однозначно ответить на вопрос почему данный ребенок ворует – невозможно.
Но если данная характеристика дополнится историей развития данной личности, историей формирования отдельных черт, то можно подойти к пониманию причин воровства.
Характеристика личности это еще не мотивы поведения. Поэтому знания характеристики личности ребенка еще не содержит ключ к его пониманию и коррекции.
Характеристика личности
У ворующих детей, по сравнению с благополучными, имеет место иная система высших ценностей. Один раз укравший, или несколько раз укравший ребенок может не
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.