Воровство как поведенческое проявление всегда специфично. Ребенок, склонный к воровству существует в пространстве иных причинно-следственных связей, в другом ощущении мира, чем ребенок без отклонений в поведении.
Восприятие любого события требует всего жизненного опыта (если меня обижали, тоя не могу понять почему я не могу обижать?). Таким образом, ворующие и не ворующие дети живут в разных мирах, работая с ними необходимо проникать в их мир.
12. Ворующий испытывает зависть, собственную ущербность, недостаток удовольствий. Он более слаб, неответственен за последствия, то есть у него более слабое «Я». Такие же характеристики и у агрессивного ребенка.
13. Ворующий нечетко понимает, что окружающие негативно оценивают именно его воровство, он не заботится о том, что о нем скажут. Мнение других не отражается адекватно в его сознании. Этого ребенка можно сравнить со страусом. Если его никто не видит в момент воровства, то он полагает, что его не видно вообще.
14. Эти дети не уважают собственность, как чужую или свою. Это является результатом того, что в детстве ребенку не разрешали обладать чем-либо, то есть чего-то лишали. Родители не оставляли ребенку ничего собственного. Когда ребенок присваивает чужое, он не испытывает ценностного переживания по поводу того, что стало его собственностью, но испытывает желание иметь что-то свое.
Те переживания, которые возникают после воровства в отношении украденного (продать, хранить) совпадают с переживанием страха, что эту вещь отнимут. Эти переживания похожи на переживания, что вещь, принадлежащую ребенку, отнимут. Таким образом, ребенок у которого не было ничего своего, сам приходит к воровству. Очень важно узнать воруют ли родители и наказывают ли ребенка за воровство.
Профилактика воровства.
Ребенок воровство может совершить спонтанно или по заранее разработанному плану. Родители могут знать о склонности ребенка к воровству, или даже о ней не подозревать. Каждый из этих случаев требует специфического подхода.
В качестве мер профилактики необходимо:
1. Не провоцировать ребенка, не оставлять его рядом с чужой вещью, если она ему нравится.
2. Не проявлять постоянную тревожность в отношении того, что ребенок может совершить воровство, то есть не транслировать ребенку свою тревожность, тем самым не наказывать его заранее.
3. Спокойно отвечать на вопросы ребенка о воровстве (высказывания, предположения), не наказывать за высказанное желание, намерение, но четко объяснить недопустимость такого поведения, рассказать о последствиях.
4. На любые стремления ребенка взять что-либо не принадлежащее ему, не допускать острой эмоциональной реакции, но реагировать в доступной и понятной форме. Это относится ко всем ситуациям. Например ситуация найденной вещи: «Если это понадобилось тебе, значит это надо кому-то, поэтому ее надо либо возвратить, либо оставить на месте находки». Если ребенок возразит, что возьмет кто-то другой, а не хозяин, то этот другой поступит не честно, а он честно. Таким образом, у ребенка на когнитивном уровне сформируется модель поведения.
Любые случаи присвоения чужой вещи – это предворовство.
5. Осуществление вещественной компенсации когда лишаем ребенка чужой вещи. «нашел игрушку – оставь на месте, я тебе куплю другую», но делается это не в ситуации запрета. Это всегда отстраненный акт. Ребенок должен успокоиться после фрустрации запрета, иначе сформируется тенденция манипулировать угрозой украсть чужое. Вещественная компенсация поможет предотвратить желание присвоить чужую вещь. Ребенок поймет, что существуют другие способы ее приобретения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.