Тема: Особенности развития познавательной сферы у детей с РДА.
План:
1. Внимание.
2. Ощущение и восприятие.
3. Память и воображение.
4. Мышление и речь.
1 вопрос. В целом для детей с РДА свойственна неравномерность психического развития. Так повышенные способности в области живописи, математики, музыки могут сочетаться у них с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. У них снижен общий жизненный тонус, что проявляется в ситуациях, требующих активного, избирательного поведения. Все это у них вызывает снижение активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или отсутствие таковой при попытках привлечь внимание к явлениям окружающего мира. У детей наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует формированию высших психических функций. Однако, яркие зрительные или слуховые впечатления могут ребенка заворожить, что можно использовать для концентрации внимания.
Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание устойчиво в течении нескольких минут, а иногда и секунд. В некоторых ситуациях пресыщение может быть настолько сильным, что ребенок не просто выключается из ситуации, а проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, что его только что интересовало.
2 вопрос. Детям с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействия, а так же значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами.
Детей мало интересует человеческое лицо, больше разнообразные предметы. Многие дети на первом году жизни при предъявлении новых предметов выдают бурную эмоциональную реакцию, или слабо реагируют на эти стимулы. Наблюдается повышенная чувствительность к слабым раздражителям, у них легко возникает реакция испуга, страха.
В восприятии наблюдается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины мира. Для них важен не предмет в целом, а отдельные его сенсорные качества: звуки, форма, цвет, запах. У большинства наблюдается повышенная любовь к музыке, они особенно чувствительны к запахам. Окружающие предметы обследуют обнюхивая и облизывая.
Большое значение имеют для них тактильные и мышечные ощущения, идущие от собственного тела. Они получают удовольствие раскачиваясь всем телом, совершая однообразные прыжки или кружатся на одном месте, разрывают бумагу или ткань, переливают воду или пересыпают песок. При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.
3 вопрос. С самого раннего возраста у таких детей наблюдается хорошая механическая память, что помогает сохранять следы эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего: информация входит в сознание целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова, без конца задавать один и тот же вопрос. Легко запоминают стихи, при этом следят, чтобы читающий стихотворение не пропустил ни одного слова. В ритме стиха дети могут начинать раскачиваться или сочинять собственный текст. Они хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, звуки, целые рассказы, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы.
Относительно воображения существует две точки зрения: первая – дети обладают очень богатым воображением, вторая – воображение этих детей если не снижено, то причудливо, имеет характер патологического фантазирования. В содержании аутистических фантазий причудливо переплетаются вымышленные и реальные события. Эти фантазии отличаются повышенной яркостью и образностью, нередко содержание фантазий носит агрессивный характер. Они могут неделями, месяцами, годами рассказывать истории о мертвецах, убийствах, поджогах, приписывать себе различные пороки.
Патологическое фантазирование служит хорошей основой для появления и закрепления неадекватных страхов. Это могут быть, например, страхи меховых шапочек, предметов, игрушек, лестниц, увядших цветов, незнакомых людей. Многие боятся ходить по улице, испытывают неприязненное чувство если испачкали руки, раздражаются если на одежду попала вода. У них более выражены, чем в норме, страхи темноты, боязнь остаться одним в квартире. Некоторые дети излишне сентиментальны, часто плачут при просмотре мультфильмов.
4 вопрос. При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствует) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему вопросы, ребенок может вмешиваться в не обращенную к нему речь. Лучше реагирует на тихую, шепотную речь. Гуление может запаздывать, то же характерно и для лепета: по данным исследования, у 11% - фаза лепета отсутствовала, у 24% - была выражена слабо, у 31% - отсутствовала лепетная речь на взрослого. Первые слова появляются рано. У большинства с двух лет появляется фразовая речь, как правило, с чистым произношением, но дети практически не пользуются ее для контактов с людьми, редко задают вопросы. Если таковы появляются, то носят поверхностный характер. При этом наедине с собой обнаруживают богатую речевую продукцию: что-то рассказывают, читают стихи, напевают песенки.
Мышление. Уровень интеллектуального развития таких детей связан прежде всего со своеобразием аффективной сферы. Они ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов. В итоге усваивается лишь часть признаков предметов, слабо развиваются предметные действия.
Развитие мышления связано с преодолением огромнейших трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач, им сложно усваивать символы, переносить навыки на другую ситуацию. Дети трудно понимают развитие ситуации, усваивают причинно-следственные связи, не могут активно преобразовывать информацию, активно использовать свои возможности, с тем чтобы приспосабливаться к меняющемуся окружению, среде, обстановке.
Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется.
При выполнении интеллектуальных тестов, таких как тест Векслера, наблюдается выраженная диспропорция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу последнего. Низкие результаты выполнения заданий, вязанных с речевым опосредованием, в большинстве случаев говорят о нежелании ребенка использовать речевое взаимодействие, а не о действительно низком уровне развития вербального интеллекта.
Вопросы:
1. В чем состоят особенности развития познавательных процессов у детей с РДА.
2. Какие закономерности развития ощущений и восприятия характерны для данной категории детей?
3. Особенности развития памяти у детей с РДА.
4. Особенности развития речи и мышления у данной категории детей.
Литература:
Башина В.М. Ранний детский аутизм.
Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушением общения: Ранний детский аутизм. – М., 1985.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.