знать организацию коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы специальной педагогики и специальной психологии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704.52 «Дошкольное образование» (повышенный уровень) среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Глубокие социальные и экономические преобразования на современном этапе выявили обострение проблемы нарушения экологии детства. Современная образовательная практика озабочена проблемами снижения здоровья и социальной защищенности детей, что обусловлено нестабильностью нашей жизни, многочисленными социальными проблемами, увеличением численности семей социального риска, тенденциями к снижению рождаемости, низким уровнем педагогической культуры родителей, издержками воспитания детей в семье и образовательном учреждении, учащением случаев жестокого обращения с детьми и целым рядом других факторов.
Медицинские исследования последних лет свидетельствуют: большинство детей, посещающих образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, имеют разной степени тяжести или выраженности отклонения, в том числе и неярко выраженные (стертые, латентные, микросимптоматические, многие дети с девиантным поведением). Все большего внимания специалистов требует проявление в детях таких проблем, как эмоциональный дискомфорт, депрессивные состояния, педагогическая запущенность.
Отсутствие необходимой своевременной и квалификационной помощи детям со стороны разных специалистов (педиатров, психологов, педагогов, врачей-психиатров и др.) на уровне раннего выявления недостатков развития ведет к несвоевременному и неполноценному развитию, а также и низкому конечному результату.
Предупредить возможные появления отклонений в развитии ребенка можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих профилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействий педагога на развитие ребенка с учетом его личностных особенностей и наличия проблем.
Законодательно утвержденное право на возможность воспитания и обучения в массовом образовательном учреждении делает особо актуальной проблему подготовки кадров.
В функциональные обязанности педагога-воспитателя должны быть включены умения ориентироваться в разных отклонениях психофизического развития детей, проводить индивидуальную работу по выявлению неблагополучных детей, оказывать детям с легкими случаями отклонений в развитии посильную помощь психолого-педагогического направления, эффективно сотрудничать с различными специалистами и проводить необходимую работу с семьей.
Данная программа знакомит студентов с теоретическими знаниями в области воспитания и обучения детей с проблемами в развитии, сформировать навыки и умения выявления и осуществления педагогической работы с детьми, родителями, специалистами в целях оказания определенного объема педагогической помощи, в которой нуждается проблемный ребенок.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
иметь представление:
- о мировом опыте в сфере специальной психологии и специальной педагогики;
- о перспективах и основных направлениях развития специальной психологии и специальной педагогики;
- о методологических основах специальной психологии и специальной педагогики;
знать:
- место специальной психологии и специальной педагогики в системе научных знаний о ребенке;
- факторы, оказывающие влияние на развитие;
- закономерности психического развития, возрастные особенности ребенка;
- особенности детей с проблемами в развитии;
- основные виды нарушений психофизического развития ребенка, причины, их вызывающие;
- особенности организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;
- задачи, содержание, формы, методы и средства воспитательно-образовательной деятельности;
- основы психологии общения;
уметь:
- использовать знания об основах специальной психологии и специальной педагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми и просветительно-педагогической работе с родителями;
- проводить образовательно-воспитательную работу по направлениям, соответствующим должностным обязанностям воспитателя;
- анализировать и оценивать уровень обученности, воспитанности и развития детей;
- создавать воспитательно-образовательную и развивающую среду;
- создавать условия для развития, обучения и воспитания детей;
- выбирать целесообразные формы, методы и средства воспитания и обучения;
- профессионально взаимодействовать со специалистами и родителями для обеспечения координации педагогического воздействия на ребенка в рамках целостного педагогического процесса;
- планировать и организовывать работу с родителями;
- совместно со специалистами намечать пути коррекции и дальнейшего развития ребенка.
На весь курс отводится 92 часа, из них всего - 72 часа, 40 часов лекций, 32 часа лабораторно-практических работ, 20 часов самостоятельная работа студентов.
Форма оценки знаний: дифференцированный зачет,
№ п/п |
Содержание разделов и тем. |
Максимальная нагрузка |
Количество аудиторных часов |
Самостоятельная работа студентов |
||
всего |
лекций |
практических |
||||
Введение |
2 |
2 |
2 |
|||
Раздел 1. Основы специальной педагогики и специальной психологии |
4 |
4 |
4 |
|||
1.1 |
Предмет специальной педагогики |
2 |
2 |
2 |
||
1.2 |
Предмет специальной психологии |
2 |
2 |
2 |
||
Раздел 2. Особенности психофизического развития ребенка |
34 |
26 |
16 |
10 |
8 |
|
2.1 |
Понятие о развитии в специальной психологии |
2 |
2 |
2 |
||
2.2 |
Отклонения в развитии человека, их причины |
2 |
2 |
2 |
||
2.3 |
Категории и классификация нарушений, отклонений в развитии человека |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
2.5 |
Психология умственно отсталого ребенка». |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2.6 |
Психология детей с ЗПР». |
8 |
6 |
4 |
2 |
2 |
2.7 |
Психология детей с синдромом раннего детского аутизма |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2.8 |
Психология детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.