сотрудничать со специалистами по проблемам психологического развития;
- осуществлять взаимодействие с родителями в целях решения наиболее эффективного сопровождения проблемного ребенка.
Тема 3.1. Необходимость своевременного выявления отклонений в развитии ребенка
Необходимость создания системы ранней комплексной помощи детям в целях предупреждения появления дальнейших отклонений в развитии. Разработка единой стратегии и тактики специальной помощи детям – задача современного специального образования.
Необходимость контроля за состоянием психического и физического здоровья детей с эмбрионального возраста. Скрининговое обследование детей первого года жизни на выявление факторов риска в развитии ребенка. Дифференциальная диагностика в целях выявления отклонений, уточнения структуры дефекта, определение возможностей медицинского воздействия и психолого-педагогической помощи в развитии ребенка. Формы помощи детям: консультативно-диагностическая; коррекционно-педагогическая; психологическая; реабилитационная.
Подготовка кадров и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и ранней коррекционной работы с детьми.
Роль, место и функции родителей, педагогов, воспитателей, специалистов в многоуровневой системе диагностирования ребенка.
Практическое занятие
«Характеристика показателей нормального психического развития
ребенка раннего возраста»
Самостоятельная работа
Н.А. Ноткина «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста»
Тема 3.2. Диагностика психического развития ребенка
Пути повышения психологической культуры и компетентности педагога. Принципы изучения психики ребенка и детской группы: генетический подход к изучению психики ребенка; детерминизация, причинная обусловленность тех или иных изменений факторами внешнего и внутреннего порядка; единство изучения личности и общения, связей ребенка с окружающими людьми; единство сознания и деятельности (изучения мнений о ребенке специалистов, родителей и др. взрослых); не нанесения ущерба испытуемому; единство диагностики и коррекции развития психики; беспристрастность при изучении ребенка, детского коллектива; принцип сотрудничества (педагог, психолог, родители, коллеги).
Методы: наблюдение, экспериментальные методы, беседа, опрос, изучение продуктов деятельности, тестирование, социометрические методы и др. Адекватность выбора методов поставленной цели диагностики. Интерпретация результатов изучения педагогом психического развития ребенка.
Программа изучения личности ребенка. Этапы программы. Изучение основных особенностей развития ребенка и методы работы: самопознание и самооценка; формирование психического образа «Я»; мотивов поведения и потребностей ребенка; эмоционально-волевой сферы; половой идентификации; детского творчества и одаренности; складывания внутренней позиции и готовности к новым видам деятельности.
Диагностика уровня развития сенсорных процессов, памяти, речи, мышления, сформированности учебных мотивов. Типичные причины трудностей познавательной деятельности. Направления педагогической работы по развитию познавательной деятельности: расширение сферы познавательного общения ребенка, стимулирование его активности в различных видах деятельности.
Изучение готовности ребенка к школьному обучению. Оценка объективных данных состояния здоровья, социальной зрелости, психолого-педагогической готовности к обучению. Методы изучения готовности к школьному обучению.
Изучение межличностных отношений и общения в группе детей дошкольного образовательного учреждения. Взаимоотношения ребенка с педагогами, сотрудниками. Влияние взрослых на развитие личности ребенка.
Изучение семейной микросреды ребенка. Семья как важный фактор психического развития. Диагностика семейной микросреды ребенка.
Практическое занятие
«Анализ программы психического диагностирования детей,
имеющих проблемы в развитии»
Самостоятельная работа
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько «Диагностика и коррекция психического развития дошкольников»
Практическое занятие
«Характеристика принципов изучения ребенка и детской группы»
Самостоятельная работа
Л.В. Яссман, В.Н. Данюков «Основы детской психопатологии»
Практическое занятие
«Разработка анкет, опросников, тестов по проблемам диагностики семейного воспитания проблемного ребенка»
Раздел 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ПРИЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ
В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные понятия:
- адаптация;
- игровая терапия;
- арттерапия;
- куклотерапия;
- педагогическая оценка поведения ребенка.
Основные знания:
- особенности педагогической работы в адаптационный период;
- этапы осуществления педагогической оценки ребенка;
- условия, приемы и особенности педагогической работы с детьми в разных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.