Коррекционно-развивающая работа психолога по снижению агрессивности у дошкольников

Страницы работы

Фрагмент текста работы

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Теоретические аспекты проблемы агрессивности у дошкольников

ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИИ

Термин «агрессия» употребляется сегодня в широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений, различных смыслов и значений.

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Можно выделить виды агрессии:

1)  физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта;

2)  вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальной реакции (угроза, проклятия, ругань);

3)  прямая агрессия - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

4)  косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и не упорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу);

ступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувств собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для объекта окружением.

Анализ причин агрессивных действий показал, что агрессивные действия выступают в качестве:

1)  средства достижения какой-либо цели;

2)  способа психологической разрядки;

3)  способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;

4)  защиты занимаемой территории (Лоренд, Ардри);

5)  стремления к господству (Моррисон);

6)  реакции личности на враждебную действительность (Хор-ни, Фромм) и другие причины.

Есть теория, связывающая агрессию и фрустрацию (Малер, Дуб, Доллард).

В своей простейшей форме агрессия может рассматриваться как прямая атака на препятствие или барьер, и в этом смысле она является проявлением адаптивного поведения. Однако агрессия может быть и вредна: фрустрация может быть вовсе не следствием борьбы с конкретным препятствием, а происходит от чувства утраты, несоответствия или конфликта мотивов. В этих обстоятельствах отсутствует логически объяснимый объект атаки, и агрессия распространяется на многие объекты, отдельные из которых не имеют никакого отношения к фрустрации. Такая гиперализация агрессии увеличивается с ростом фрустрации

Похожие материалы

Информация о работе