КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Теоретические аспекты проблемы агрессивности у дошкольников
ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИИ
Термин «агрессия» употребляется сегодня в широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений, различных смыслов и значений.
Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Можно выделить виды агрессии:
1) физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта;
2) вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальной реакции (угроза, проклятия, ругань);
3) прямая агрессия - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
4) косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и не упорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу);
ступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувств собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для объекта окружением.
Анализ причин агрессивных действий показал, что агрессивные действия выступают в качестве:
1) средства достижения какой-либо цели;
2) способа психологической разрядки;
3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;
4) защиты занимаемой территории (Лоренд, Ардри);
5) стремления к господству (Моррисон);
6) реакции личности на враждебную действительность (Хор-ни, Фромм) и другие причины.
Есть теория, связывающая агрессию и фрустрацию (Малер, Дуб, Доллард).
В своей простейшей форме агрессия может рассматриваться как прямая атака на препятствие или барьер, и в этом смысле она является проявлением адаптивного поведения. Однако агрессия может быть и вредна: фрустрация может быть вовсе не следствием борьбы с конкретным препятствием, а происходит от чувства утраты, несоответствия или конфликта мотивов. В этих обстоятельствах отсутствует логически объяснимый объект атаки, и агрессия распространяется на многие объекты, отдельные из которых не имеют никакого отношения к фрустрации. Такая гиперализация агрессии увеличивается с ростом фрустрации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.