Методика и технология работы социального педагога»
Тема: «Работа социального педагога с одаренными детьми»
План:
1. Психофизиологические особенности одаренных детей
2. Одаренный ребенок в семье
3. Методы работы социального педагога с одаренными детьми
1 вопрос. Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности. Различают одаренность:
o социальную, иначе лидерскую;
o художественную – музыкальную, изобразительную, сценическую;
o психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;
o академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;
o интеллектуальную – это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок – умник и умница, а в школе – отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим;
o творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают — и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.
Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища.
Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности. Но многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и не острят, то ценят хорошую шутку. У них особая речь, особенные моторика и восприятие, что отличает их от других детей (они даже едят не как все).
Охарактеризованные качества одаренных детей требуют к ним особого подхода, и не случайно одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми детьми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах.
В этих школах учителя знают и учитывают возможности каждого одаренного ребенка, где ему должны быть поставлены сверхзадачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.
Работа педагога в такой школе – сложный и тяжелый труд, так как одаренные дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, и воспитателю следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного, мышления преодолевать барьер зазнайства.
Помимо явной одаренности, очевидной для всех, кто окружает ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребенка; с такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности. Среди таких детей можно выделить:
o фанатов, увлеченных каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;
o лентяев, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;
o скромников – детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;
o невротиков или даже психопатов, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;
o чудаков или странных – спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать.
Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, социальных педагогов, воспитателей.
В школах, где не уделяется никакого или мизерное внимание исключительным талантам, одаренные дети функционируют с большим или меньшим успехом на одном из четырех уровней, описанных А.Маслоу:
На первом уровне – выживание – ребенок лишь физически присутствует
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.