Тренинг готовности к работе
Проблематика ключевых компетенций попала в центр внимания исследователей в связи с тем, что была выявлена и отчётливо сформулирована следующая проблема: в хороших специалистах недостатка нет, однако есть острый недостаток в хороших сотрудниках, которые обладают помимо профессиональных знаний ещё и рядом дополнительных характеристик.
· ключевые компетентности
· разрешение противоречий
· приемы педагогического мастерства
Среди множества условии, сдерживающих обновление образования,
В.А. Болотов и В.В. Сериков выделяют его односторонность дисгармоничность: вместо целостного социокультурного опыта учащиеся фактически усваивают лишь часть его, в первую очередь знаниевый компонент. Компетентностный подход, по мнению этих авторов, выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы.
Само понятие «ключевые компетенции» впервые было использовано в 1992 г. в проекте Европейского Союза «Среднее образование в Европе».
Предпринимались различные попытки дать перечень ключевых компетенции, систематизировать и выделить в них группы.
В системе сертифицирования компетенций, разработанной OCR (экзаменационной комиссией Оксфорда и Кембриджа), выделяются ключевые компетентности нескольких уровней, которые необходимо учитывать при подготовке высококвалифицированного специалиста независимо от профессиональной направленности:
1 - коммуникация;
2 - операция с числами;
3 - информационные технологии;
4 - работа с людьми;
5 - усовершенствование способностей к обучению и повышению результативности;
6 - разрешение проблем;
7 - развитие личностных компетенций.
При рассмотрении ключевых компетентностей указывается на умение разрешать трудные задачи (проблемы), опираясь на анализ имеющихся ресурсов и знание способов их решения. Именно это умение чаще других специально выделяется различными авторами, и его относят к высокому уровню трудности формирования в условиях образования.
Как на практике «выглядят» профессиональные проблемы учителя? Какими средствами их можно разрешить? Попытка найти ответы на эти вопросы - основная задача статьи.
В качестве практического материала использованы фрагменты двух учебных модулей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации с учителями лицея («Технология принятия нестандартных решений») и преподавателями университета («Противоречия в дидактике профессионального образования»). Предполагаемое моделирование проблем (задач, содержащих противоречие) сориентировано на условия реализации классно-урочной системы массового образования.
Первая задача: «Вход», или «Первые секунды занятия»
Консультант: Педагог входит в учебное помещение и очень быстро обводит глазами всю аудиторию. Для чего учитель производит такую оперативную визуальную диагностику?
Ответы педагогов:
• определить допустимый уровень готовности всего помещения для организации и проведения занятия;
• установить процентную явку учеников;
• проверить степень их готовности к занятию.
Консультант: Давайте обратим внимание на третий пункт - степень готовности учеников к учебной деятельности. Как это возможно определить, глядя в аудиторию?
Педагоги:
• не дожевывают пирожки, а готовят учебный материал для работы;
• не болтают по телефону или с товарищем по парте;
• не жмут клавиши современных информационных средств (ноутбук, смартфон и др.);
• просто смотрят на входящего педагога ' следят за ним, показывая тем самым, что они готовы к общению и обучению.
Консультант: Давайте определим процентное соотношение такой готовности. Сколько процентов наших учеников с первых секунд показывают, что они готовы с вами взаимодействовать и начинать активно работать?
Педагоги:
• 20%;
• 15%;
• 10%.
Консультант: На основании этой информации давайте вместе сформулируем противоречие:
- Начинать учебное занятие надо, потому что...
Педагоги:
• надо выполнять учебный план;
• дополнительного времени для работы с этой учебной информацией больше не будет;
• администрация следит за выполнением расписания; и др.
Консультант:
- И начинать это учебное занятие при таком показателе готовности учащихся нельзя, потому что...
Педагоги:
• нет общего внимания;
• ученики на «галёрке» не услышат первые фразы, они будут переспрашивать, что опять отвлечёт всех от занятия;
• часть учеников не услышат и соответственно не поймут тему; и др.
Консультант: Продолжим моделировать цепочку противоречий:
- Провести организационный момент занятия надо, для того чтобы ….
• привести всех «в чувство»;
• все осознали, что начинается учёба;
• перестали делать свои дела и обратили внимание на педагога;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.