Тренинг готовности к работе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тренинг готовности к работе

Проблематика ключевых компетенций попала в центр внимания исследователей в связи с тем, что была выявлена и отчётливо сформулирована следующая проблема: в хороших специалистах недостатка нет, однако есть острый недостаток в хороших сотрудниках, которые обладают помимо профессиональных знаний ещё и рядом дополнительных характеристик.

·  ключевые компетентности

·  разрешение противоречий

·  приемы педагогического мастерства

Среди множества условии, сдерживающих обновление образования,

В.А. Болотов и В.В. Сериков выделяют его односторонность дисгармоничность: вместо целостного социокультурного опыта учащиеся фактически усваивают лишь часть его, в первую очередь знаниевый компонент. Компетентностный подход, по мнению этих авторов, выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы.

Само понятие «ключевые компетенции» впервые было использовано в 1992 г. в проекте Европейского Союза «Среднее образование в Европе».

Предпринимались различные попытки дать перечень ключевых компетенции, систематизировать и выделить в них группы.

В системе сертифицирования компетенций, разработанной OCR (экзаменационной комиссией Оксфорда и Кембриджа), выделяются ключевые компетентности нескольких уровней, которые необходимо учитывать при подготовке высококвалифицированного специалиста независимо от профессиональной направленности:

1 -   коммуникация;

2  - операция с числами;

3  - информационные технологии;

4  - работа с людьми;

5 -   усовершенствование способностей к обучению и повышению результативности;

6 - разрешение проблем;

7 - развитие личностных компетенций.

При рассмотрении ключевых компетентностей указывается на умение разрешать трудные задачи (проблемы), опираясь на анализ имеющихся ресурсов и знание способов их решения. Именно это умение чаще других специально выделяется различными авторами, и его относят к высокому уровню трудности формирования в условиях образования.

Как на практике «выглядят» профессиональные проблемы учителя? Какими средствами их можно разрешить? Попытка найти ответы на эти вопросы - основная задача статьи.

В качестве практического материала использованы фрагменты двух учебных модулей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации с учителями лицея («Технология принятия нестандартных решений») и преподавателями университета («Противоречия в дидактике профессионального образования»). Предполагаемое моделирование проблем (задач, содержащих противоречие) сориентировано на условия реализации классно-урочной системы массового образования.

Первая задача: «Вход», или «Первые секунды занятия»

Консультант: Педагог входит в учебное помещение и очень быстро обводит глазами всю аудиторию. Для чего учитель производит такую оперативную визуальную диагностику?

Ответы педагогов:

•  определить допустимый уровень готовности всего помещения для организации и проведения занятия;

•  установить процентную явку учеников;

•  проверить степень их готовности к занятию.

Консультант: Давайте обратим внимание на третий пункт - степень готовности учеников к учебной деятельности. Как это возможно определить, глядя в аудиторию?

Педагоги:

•          не дожевывают пирожки, а готовят учебный материал для работы;

•  не болтают по телефону или с товарищем по парте;

•  не жмут клавиши современных информационных средств (ноутбук, смартфон и др.);

•  просто смотрят на входящего педагога ' следят за ним, показывая тем самым, что они готовы к общению и обучению.

Консультант: Давайте определим процентное соотношение такой готовности. Сколько процентов наших учеников с первых секунд показывают, что они готовы с вами взаимодействовать и начинать активно работать?

Педагоги:

•  20%;

•  15%;

•  10%.

Консультант: На основании этой информации давайте вместе сформулируем противоречие:

-          Начинать учебное занятие надо, потому что...

Педагоги:

•  надо выполнять учебный план;

•  дополнительного времени для работы с этой учебной информацией больше не будет;

•  администрация следит за выполнением расписания; и др.

Консультант:

-          И начинать это учебное занятие при таком показателе готовности учащихся нельзя, потому что...

Педагоги:

•  нет общего внимания;

•  ученики на «галёрке» не услышат первые фразы, они будут переспрашивать, что опять отвлечёт всех от занятия;

•  часть учеников не услышат и соответственно не поймут тему; и др.

Консультант: Продолжим моделировать цепочку противоречий:

-          Провести организационный момент занятия надо, для того чтобы ….

•  привести всех «в чувство»;

•  все осознали, что начинается учёба;

•  перестали делать свои дела и обратили внимание на педагога;

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
96 Kb
Скачали:
0