Методика и технология работы социального педагога
Тема: «Психологические особенности несовершеннолетних осужденных»
Искоренение преступности требует мер государственного масштаба. Необходимы государственные и общественные меры по повышению материального состояния общества, создание благоприятных условий для воспитания детей в семье, усиление роли общественных организаций в работе с подростками.
В 1996 г. Комиссия Европейского парламента сформулировала меры по борьбе с преступностью несовершеннолетних. Это:
активное сотрудничество полиции, социальных учреждений и государственных органов в борьбе с преступностью;
прекращение уголовных дел несовершеннолетних;
исключение арестов несовершеннолетних и их содержания в камерах предварительного заключения;
ограничение срока наказания несовершеннолетних до двух лет с возможным досрочным освобождением[1].
Но так как по нашему законодательству отменить осуждение несовершеннолетних невозможно, необходимо развернуть работу по перевоспитанию несовершеннолетних преступников в воспитательно-исправительных колониях, где осуществляется их профессиональное обучение и психологическая подготовка к освобождению[2].
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
При существующих социальных условиях увеличению преступности среди несовершеннолетних способствуют психологические особенности подросткового возраста.
Они некритически относятся к себе, легковозбудимы, стремятся к независимости, вместе с тем они легковнушаемы, склонны к безоговорочному следованию авторитетам. Стремление к «легкой и красивой» жизни, неприятие морали общества приводят их сначала к безнравственным поступкам, а затем к преступлениям.
Они стремятся выделиться, отвергают советы взрослых, боятся быть «хуже других», берут за идеал сильного человека, стремятся ему подражать, что часто приводит в уголовную среду. Большинство осужденных подростков дружили со сверстниками, ранее осужденными или с теми, кто состоял на учете в милиции.
По уровню образования такие подростки на 2—3 класса отстают от сверстников, а в случае изоляции от общества это отставание усугубляется.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ[3]
Появление теоретических обоснований исправления и перевоспитания несовершеннолетних преступников, исправительной педагогики относят в России к XIX в., когда впервые в 1841 г. в Петербурге была создана колония для несовершеннолетних правонарушителей. На основе опыта педагогической деятельности в ней можно сформулировать следующие основные принципы перевоспитания:
привлечение к труду;
уважение личности воспитанника;
самоуправление;
сотрудничество педагогов и воспитанников. Впервые профессором Московского университета И.Я.Фой- ницким был разработан курс «Тюрьмоведение», в котором были сформулированы вопросы обращения с преступниками, охарактеризованы средства и методы воздействия на них в исправительных учреждениях.
В 20-х гг. XX в. С. В. Поднышев в работе «Основы пенитенциарной науки» (1923), давая определение педагогике перевоспитания, выделяет такие понятия, как юридическое и нравственное исправление, общеобразовательное обучение, культурно-просветительная работа, трудовое воспитание заключенных.
Л. В. Мардахаев выделил основные направления исправитель- но-педагогической работы в исправительных учреждениях:
карательно-воспитательное, предполагающее исправление, перевоспитание в рамках Уголовного кодекса;
исправительно-воспитательное; ,
образовательное и трудовое.
Работа социального педагога с заключенными осуществляется в несколько этапов. На первом этапе при поступлений осужденного в колонию педагог изучает его документы, документы суда, его личность и причины отклонения в поведении. На основании этого планируется воспитательная работа с осужденным, определяются формы и методы этой работы.
На втором, главном этапе реализуется составленная программа. Прежде всего подопечному оказывается помощь в адаптации if группе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.