Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Социально-педагогическая деятельность с подростками,

 склонными к употреблению алкоголя.

Социально-педагогическая деятельность (СПД) – это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.

Социально-педагогическая помощь реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей. (Схема 3)

Принципы СПД:

·  индивидуальный подход к ребенку;

·  опора на положительные качества личности ребенка;

·  объективность подхода к ребенку;

·  конфиденциальность.

Цель СПД с подростками склонными к употреблению алкоголя – устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

Факторы:

Первый – индивидуально-психологический, включающий в себя искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержку психического развития ребенка;

Второй – индивидуально-соматический – наличие у ребенка наследственных заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии;

Третий – социальный внешкольный, включает в себя нарушение прав ребенка, отсутствие опеки со стороны взрослых, низкий социальный статус, плохие взаимоотношения в семье;

Четвертый – социальный школьный, т.е. негативный психологический климат учебной группы, ее низкий социальный статус.

Задачи:

1.  Активная социально-педагогическая помощь и защита ребенка;

2.  Формирование позитивных ценностных ориентаций в процессе СПД;

3.  Вовлечение в социально-полезную деятельность, формирование интересов и увлечений;

4.  Воспитание активной личности, гражданина, семьянина, формирование адекватной самооценки;

5.  Укрепление физического и психического здоровья ребенка через медицинские, психолого-педагогические и другие мероприятия, формирование правовой культуры;

6.  Формирование навыков «выживания» в условиях современного общества.

Функции СПД с подростками склонными к употреблению алкоголя:

1.  Социально-педагогическая – налаживание социальных связей и благоприятной социальной среды для развития ребенка;

2.  Социально-обучающая – овладение знаниями о вреде алкоголя и его последствий, умение противостоять вовлечению в процесс алкоголизации;

3.  Правозащитная – защита прав ребенка;

Методы СПД, так или иначе, связанны с организаций, мотивацией и осмыслением деятельности, и рассматриваются как ведущее средство формирования личности.

Методами СПД можно назвать способы организации, которые восстанавливают и формируют заново социально значимые качества личности подростка, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.

Формы -  это реализация методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами.

Основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком склонным к употреблению алкоголя:

·  повышение уровня социальной адаптации через его личностное развитие;

·  профилактика алкоголизма с целью формирования отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

·  просвещение родителей с целью оздоровления семьи, быта и культуры взаимоотношений между членами семьи;

·  социальная реабилитация ребенка имеющего алкогольную или физическую зависимость;

·  посредническая деятельность между ребенком и обществом по преодолению явлений дезадаптации. (Схема 4)

Основные функции:

1. Диагностическая – ликвидация факторов риска через:

·  сбор информации о ребенке;      

·  изучение и оценивание реальных особенностей и возможностей ребенка;

·  изучение источников негативного влияния и его устойчивости к этому давлению;

·  определение алкогольных лидеров;

·  изучение негативных факторов, провоцирующих ребенка на принятие алкоголя;

·  изучение влияние микросреды на ребенка.

2. Прогностическая – на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком

3. Образовательно-воспитательная – отбор  содержания социально-педагогической деятельности и методов ее осуществления. Формирование умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы;

4. Правозащитная – соблюдение и защита прав ребенка;

5. Организаторская – скоординированность действий разных специалистов

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
66 Kb
Скачали:
0