Содержание
Введение……………………………………………………………………….……………….….3
Глава 1. Теоретические основы познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………….…..…..6
1.1. Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………….…..6
1.2. Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………….…..…12
1.3.Познавательная активность как условие развития речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………….…..….17
1.4.Общая характеристика развития речи детей дошкольного возраста……………......…20
1.5. Методы и приёмы познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи…………………………………………………….………….22
Глава 2. Описание работы по познавательной активности детей старшей группы ДОУ «Черёмушки» г. Южно-Сахалинска на занятиях развития речи……………………………….28
2.1. Организация исследовательской работы на констатирующем этапе……………..…..28
2.2. Организация работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи…….……………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….……………….36
Список использованной литературы…………………………………………..………..…….…38
Приложения…………………………………………………………………….…………………40
Актуальность. Активизация познавательной деятельности старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию связной речи является одной из актуальных проблем, как методической науки, как и всего процесса воспитания и обучения современного детского сада, так как в ней содержатся истоки многих проблем: Формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, воспитание инициативности, любознательности; умение грамотно и ясно выражать свои мысли.
Ребенок познает окружающий его мир в значительной мере через язык. Новые слова дают ему новые понятия, расширяет его кругозор, развивается мыслительная и познавательная деятельность.
Речь ребенка формируется через познавательную деятельность, восприятие окружающей деятельности. Познавательная деятельность, в свою очередь, проявляется через познавательную активность.
Познавательная активность – это деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.
Решением проблемы познавательной активности и деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию связной речи является формирование проблемных ситуаций и задач в сознании детей, поиск самостоятельных решений, усиленное внимание к познавательной активности ребят как фактор успешного овладения связной речью, а значит и умственного развития.
Проблемой развития познавательной активности занимался и занимается ряд отечественных педагогов и психологов (А.В. Запорожец, А. Булычёва, В. Голицин, Е. Щербакова, Д. Годовикова и другие).
Сохин Ф. в своих последних работах («Основные задачи развития речи») особо подчеркивал, что развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте – процесс многоаспективный по своей природе – органически связано с умственным развитием.
Познавательная активность является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности воспитательно-образовательного процесса, так как она стимулирует развитие самостоятельности, побуждает к саморазвитию. Исходя из важности рассматриваемой проблемы, мы определяем следующие параметры:
Объект - образовательный процесс
Предмет - развитие речи
Цель - обосновать необходимость использования разнообразных приемов и методов на занятиях по развитию речи способствующие повышению познавательной активности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью ее теоретической обоснованности.
2. Выявить уровень познавательной активности у детей дошкольного возраста в старшей группе дошкольного образовательного учреждения «Чебурашка» г. Южно-Сахалинска.
3. Разработать серию занятий по развитию речи с использованием разнообразных приемов и методов.
4. Разработать методические рекомендации для воспитателя.
Гипотеза: познавательная активность старших дошкольников на занятиях по развитию речи происходит наиболее успешно при использовании проблемных заданий, игровых упражнений и задач, индивидуальной работы, нетрадиционных форм занятий (игры – занятия, занятия типа КВН), разнообразных видов наглядности;
Практическая значимость заключается в том, что данная работа может быть использована в работе воспитателей детских садов в процессе познавательной активности старших дошкольников на занятиях по развитию речи.
Наше исследование проводилось по заранее составленному плану.
На первом, констатирующем этапе исследования (февраль 2011 г.) были определены тема, объект, предмет исследования, подбиралась соответствующая методическая и учебная литература, выявлена актуальность исследования. Был проведен первичный «срез» уровня познавательной активности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.