Профилактика наркомании в студенческой среде: Методическое пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

 

Методическое пособие

«Профилактика наркомании в студенческой среде»

РАССМОТРЕНО на заседании ЦК

педагогики и психологии

«___» _____________2004г.

Председатель ЦК

Составитель:

Рецензенты:

Данное методическое пособие предназначено для организации работы по профилактике наркомании. Может использоваться классными руководителями, социальным педагогом, педагогом-психологом, студентами старших курсов.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………….……..3                                    

1.  Понятие наркомании, ее особенности ……………...4

2.  Факторы риска развития наркомании ……………….8

3.  Особенности организации просветительской работы в учебном заведении …………………………………………….10

4.  Современные методы профилактик ………………..16

5.  Признаки употребления наркотиков………………..18

6.  Материалы для бесед с учащейся молодежью …….21

7.  Краткий словарь жаргона наркомана ………………32

8.  Список используемая литература…………………...36

Пояснительная записка

Настоящее методическое пособие предназначено для работы классных руководителей, социальных педагогов, психологов, студентов старших курсов, обучающихся на педагогических специальностях, и предназначено для организации просветительской работы по профилактике негативных  проявлений в ученической среде, в частности – наркомании. Может использоваться для организации и проведения бесед с учащейся молодежью, для самостоятельного изучения студентами, для организации психологического климата учебного заведения.


1. Понятие наркомании, ее особенности

В последние годы во всех регионах РФ ситуации, связанные с употреблением наркотических веществ, имеют тенденцию к ухудшению. Уровень наркотизации все больше охватывает младшие возрастные группы. По данным Министерства здравоохранения РФ сейчас в России пять миллионов наркоманов. Медицинские специалисты указывают, что до периода 2005 – 2010 годов наркотизация будет распространяться как «масляное пятно», охватывая все большие слои детей и молодежи.

Наркомания – не болезнь в обычном смысле этого слова. Наркомания – комплексное социо-психо-физиологическое расстройство, тотальное (затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношения с людьми и способы существования) поражение личности, которое в большинстве случаев сопровождается осложнениями со стороны физического здоровья.

Особенность наркомании в том, что она в значительной степени необратима, негативные изменения, произошедшие в психике человека при злоупотреблении наркотиками, остаются навсегда.

Приобщение к наркотикам проходит через ряд последовательных стадий.

Первые пробы. Они возможны во дворе или в учебном заведении из-за любопытства, стремления «стать как все», при определенном стечении обстоятельств.

Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием наркотика или токсиканта осуществляется в привычных для этого условиях или в определенной компании. Вне этого желание к употреблению ПАВ не возникает.

Психическая зависимость. Она выражается в потребности принимать ПАВ, чтобы вновь и вновь испытывать приятные ощущения.

Критерием наличия психической зависимости служат случаи употребления препаратов в одиночестве. В основе формирования психической зависимости находится желание уйти от жизненных проблем.

Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Может выступать как крайнее проявление зависимости.

Физическая зависимость. ЕЕ появление связано с включением химических соединений, входящих в состав наркотика (токсиканта), в обмен веществ организма. Начинается утрата эйфорического компонента действия психоактивного вещества. Проявляется токсичное действие наркотика, которое сопровождается тяжелыми осложнениями. Это вторая стадия наркомании.

В случае резкого прекращения приема препаратов могут наступить расстройства, определяемые как абстинентный синдром («ломка»), причиняющая выраженные страдания, в том числе физические расстройства. Абстиненция обычно сопровождается депрессией (снижением настроения, подавленностью) и тревогой с более или менее выраженной бессонницей.

Повышение толерантности (чувствительности) к наркотику. Введение наркотика производится уже не с целью достижения эйфории, а с целью избежать развития абстиненции. Необходимая доза возрастает в 10 – 100 раз, по сравнению с первоначальной.

Некоторые признаки употребления наиболее распространенных психоактивных веществ.

Гашишевая наркомания. За гашишем закрепилась коварная и неправильная слава «безопасного наркотика». Для гашишевого опьянения характерно состояние безудержного веселья, приступы смеха, неадекватные ситуации. Нарушена координация движений, восприятие размеров предметов и их пространственных отношений. Общие реакции при употреблении гашиша могут быть разными: резкое расширение зрачков, но может быть и сужение, покраснение или бледность кожных покровов, от одежды может исходить запах «жженой травы».

Интоксикация галлюциногенами. Используют: ЛСД, фенциклидин, мескалин, калипсолом, циклодол

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
155 Kb
Скачали:
0