Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон ни в коей мере не способствует социально-психологической адаптации и выстраиванию нормальных межличностных отношений.
Уважение, внимательность, дружелюбность, желание помочь, понять других людей, вот что необходимо для того, чтобы в коллективе, группе, классе образовался хороший, комфортный психологический климат, что как следствие приводит к тому, что у человека появляется возможность для самораскрытия, личностного роста и нормального выстраивания межличностных отношений т.е нормальному прохождению адаптации.
Психологическая служба, куда входят социальный педагог, и психолог решает ряд очень важных задач и одна из них: создание условий для формирования межличностных отношений в процессе адаптации в начальный период обучения, т.е. помочь первокурсникам осознать свои возможности и выработать индивидуальную стратегию и тактику учения в образовательном учреждении, общения со сверстниками и взрослыми.
К.Д. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях». Именно эти слова К.Д. Ушинского должны быть положены в основу деятельности педагогов и кураторов. Именно в течение первого года обучения должна вестись работа по изучению социально-психологической адаптации и выявляться ее трудности.
Социальный педагог, психолог, педагоги-предметники, классные руководители, воспитатели общежития должны помочь студентам-первокурсникам ответить на вопросы: «Зачем я это делаю?», «Что я хочу достичь?», т.е. именно эти вопросы развивают способности к рефлексии, заставляют брать ответственность на себя. Ответ на эти вопросы, помогает понять какие свойства личности необходимо развивать, какие особенности личности надо учитывать, в каких плоскостях лежат те нюансы различий в способностях, дарованиях, наклонностях, потребностях.
5. Психолого-педагогическая поддержка в период как адаптации.
Первокурсник, прежде всего, нуждается в психолого-педагогической поддержке в такой сложный период как адаптации.
Под психолого-педагогической поддержкой понимается деятельность всего педагогического коллектива по оказанию превентивной и оперативной помощи студентам в решении их индивидуальных проблем и проблем, связанных с формированием межличностных отношений. О необходимости такой поддержки говорили (К.Д.Ушинский, А. С.Макаренко, И.П.Иванов, Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик и др.).
Слово «поддержать» в Словаре синонимов имеет несколько значений:
· помочь;
· прийти на выручку;
· пособить.
Суть социально-педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь студентам преодолеть то или иное препятствие, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности.
Суть идеологии социально-педагогической поддержки можно выразить тремя словами: «проблема», «защита», «самостоятельность»:
Проблема — связанна с невозможностью устранить причину, вызывающую такое состояние.
Защита — предполагает обеспечение психологической, физической, моральной безопасности человека, отстаивание его интересов и прав.
Самостоятельность — результат совместной деятельности взрослого и ребенка, выражающейся в способности последнего без посторонней помощи и контроля решать свои собственные проблемы.
Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий:
1. Согласие студента на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают. Безусловная поддержка (вмешательство) осуществляется в случае опасности для жизни и здоровья студента, а также в ситуациях асоциального поведения.
2. Приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому студенту. Социальный педагог, психолог лишь создают для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагают свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия студента.
3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия, в конструктивном разрешении проблем.
4. Соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения, особенно при проведении диагностических методик, личных бесед и консультаций. Только при полном доверии педагогическая помощь будет принята студентом и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.
5. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональности во взаимодействии студентами может являться залогом, как успеха, так и неуспеха в осуществлении и поддержки. Когда педагог идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями другого, а пытается понять и услышать голос этого студента, причины его трудностей и проблем. Оценка же педагогом того или иного шага или поступка студента может
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.