Социально-педагогическая деятельность с подростками,
склонными к употреблению алкоголя.
Социально-педагогическая деятельность (СПД) – это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.
Социально-педагогическая помощь реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей. (Схема 3)
Принципы СПД:
· индивидуальный подход к ребенку;
· опора на положительные качества личности ребенка;
· объективность подхода к ребенку;
· конфиденциальность.
Цель СПД с подростками склонными к употреблению алкоголя – устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.
Факторы:
Первый – индивидуально-психологический, включающий в себя искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержку психического развития ребенка;
Второй – индивидуально-соматический – наличие у ребенка наследственных заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии;
Третий – социальный внешкольный, включает в себя нарушение прав ребенка, отсутствие опеки со стороны взрослых, низкий социальный статус, плохие взаимоотношения в семье;
Четвертый – социальный школьный, т.е. негативный психологический климат учебной группы, ее низкий социальный статус.
Задачи:
1. Активная социально-педагогическая помощь и защита ребенка;
2. Формирование позитивных ценностных ориентаций в процессе СПД;
3. Вовлечение в социально-полезную деятельность, формирование интересов и увлечений;
4. Воспитание активной личности, гражданина, семьянина, формирование адекватной самооценки;
5. Укрепление физического и психического здоровья ребенка через медицинские, психолого-педагогические и другие мероприятия, формирование правовой культуры;
6. Формирование навыков «выживания» в условиях современного общества.
Функции СПД с подростками склонными к употреблению алкоголя:
1. Социально-педагогическая – налаживание социальных связей и благоприятной социальной среды для развития ребенка;
2. Социально-обучающая – овладение знаниями о вреде алкоголя и его последствий, умение противостоять вовлечению в процесс алкоголизации;
3. Правозащитная – защита прав ребенка;
Методы СПД, так или иначе, связанны с организаций, мотивацией и осмыслением деятельности, и рассматриваются как ведущее средство формирования личности.
Методами СПД можно назвать способы организации, которые восстанавливают и формируют заново социально значимые качества личности подростка, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.
Формы - это реализация методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами.
Основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком склонным к употреблению алкоголя:
· повышение уровня социальной адаптации через его личностное развитие;
· профилактика алкоголизма с целью формирования отрицательного отношения к употреблению алкоголя;
· просвещение родителей с целью оздоровления семьи, быта и культуры взаимоотношений между членами семьи;
· социальная реабилитация ребенка имеющего алкогольную или физическую зависимость;
· посредническая деятельность между ребенком и обществом по преодолению явлений дезадаптации. (Схема 4)
Основные функции:
1. Диагностическая – ликвидация факторов риска через:
· сбор информации о ребенке;
· изучение и оценивание реальных особенностей и возможностей ребенка;
· изучение источников негативного влияния и его устойчивости к этому давлению;
· определение алкогольных лидеров;
· изучение негативных факторов, провоцирующих ребенка на принятие алкоголя;
· изучение влияние микросреды на ребенка.
2. Прогностическая – на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком
3. Образовательно-воспитательная – отбор содержания социально-педагогической деятельности и методов ее осуществления. Формирование умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы;
4. Правозащитная – соблюдение и защита прав ребенка;
5. Организаторская – скоординированность действий разных специалистов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.