Александровск-Сахалинский колледж (филиал)
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»
УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа
_________
«_____»____________2008
По дисциплинам: «Методика и технология работы социального педагога»
«Социальная педагогика»
«Социальная психология»
«Дисциплины дополнительной квалификации»
специальность: 050711. 52 «Социальная педагогика»
группа 302-з
2009
Принципы социальной педагогики
Понятия «принцип» и «правило».
Принципы социального воспитания в социальной педагогике – как составная часть развития и социализации ребенка. История и современные понятия принципов.
Понятие «природосообразность», принципы природосообразности. Характеристика принципа. Применение принципа относительно категории детей: обычный; нормальный ребенок; ребенок, имеющий отклонения в развитии (психические, физические, социальные). Правила применения принципа социальным педагогом.
Понятие «культуросообразность», принципы культуросообразности. Характеристика принципа. Применение принципа через приобщение ребенка к различным культурам общества, с учетом категории детей. Правила применения принципа социальным педагогом.
Понятие «гуманизм», принципы гуманизма. Характеристика принципа. Применение принципа относительно категории детей. Правила применения принципа социальным педагогом.
Вывод.
Семья – социальный институт социализации
Понятие «институт социализации», семья как субъект педагогического взаимодействия. Семья как социальный институт. Типы семей, типы семейных отношений, сфера деятельности и функции семьи (общественная и индивидуальная функции).
Семья в процессе социализации (эмоциональное, физическое, умственное развитие, полоролевая социализация, отношение к учебе, овладение социальными нормами, социально-психологическая поддержка). Задачи социального педагога в работе с семьей.
Вывод.
Социальная виктимология
Человек как жертва социализации в современном мире. Определение понятий виктимология, виктимизация.
Социальные факторы виктимизации: влияние особенностей социального контроля; повсеместное загрязнение окружающей среды; снижение адаптации людей к быстроменяющимся условиям жизни; психологические стрессы и напряжение; катастрофы.
Феноменологические факторы виктимизации: агрессивное поведение, как действия индивида, в результате которых наносится физический или моральный вред другому человеку; деструктивное поведение, как результат неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек; аддиктивное поведение, как стремление человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ.
Стадии формирования аддикции.
Вывод.
Социализация
Понятие социализации. Особенности современной социализации: длительность; гуманизация детства; образование и приобретение профессии; творчество; новые требования к характерологическим чертам личности.
Стадии развития личности в процессе социализации: адаптация, индивидуализация, интеграция (концепция А.В.Петровского).
Механизмы социализации: подражание, имитация, идентификация, полоролевая типизация, конформность, негативизм.
Институты социализации: семья, школа, профессиональные группы или трудовой коллектив.
Вывод.
Личность в группе
Влияние референтной группы на психологию и поведение индивида.
Положительное воздействие группы на личность: группа как источник духовной культуры; усвоение позитивных социальных норм и ценностей; отработка коммуникативных умений и навыков; формирование самооценки; положительные эмоциональные подкрепления. Роль общения и межличностных отношений в развитии личности. Положительное влияние высокоразвитого коллектива.
Отрицательное воздействие группы на личность. Воздействие массы и толпы людей на поведение индивида: обезличивание, деиндивидуализация. Поведение человека под давлением социальных норм и условностей. Эксперимент С. Милгрэма как показатель аномальной реакции личности на социальные воздействие: «попадание в ловушку», «этикет ситуации», «смягчающие обстоятельства», «авторитет и идеология прикрывающая сверху». Явление конформизма.
Вывод.
Сфера деятельности, место работы, профессионализм социального педагога
Особенности и специфика профессиональной деятельности социального педагога. Структура профессиональной деятельности. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность. Сфера профессиональной деятельности социального педагога, его профессионализм, методы работы. Квалификационная характеристика – нормативно-правовой документ, определяющий компетентность социального педагога. функции, роли в деятельности социального педагога. изучение ребенка, организация помощи, работа в различных социальных институтах. Планирование работы социального педагога в образовательных учреждениях.
Вывод.
Профилактика ранней беременности
Понятие «Ранняя беременность» как социально-педагогическое отклонение от нормы: причины и последствия. Причины генетические, психологические, социальные. Работа социального педагога со старшеклассниками и их семьями
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.